Действия Литвы в политике грузооборота по железной дороге могут привести к новым санкциям со стороны Еврокомиссии, однако на этот раз действия Литвы собираются обжаловать не власти Латвии, которые ранее уже добились наказания Литвы, а руководители частной компании, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

О такой вероятности сегодня, 4 апреля, на пресс-конференции заявил бывший министр транспорта Латвии, а ныне один из руководителей частной латвийской компании LGC Cargo Айнарс Шлессер.

Суть конфликта: по законам Литвы российские грузы по территории Литвы может транспортировать исключительно государственная компания Lietuvos geležinkeliai («Литовские железные дороги» — ЛЖД). Такой закон принят из соображений «государственной безопасности». Латвийскую LGC Cargo из-за этого не пускают на литовский рынок, поскольку подозревают, что компания намерена транспортировать в том числе и российские грузы в Калининград. В LGC Cargo не скрывают, что работают в том числе и с российскими грузами, однако принятый закон в Литве называют искусственным препятствием ведения бизнеса, нарушением конкуренции и дискриминацией.

«Сквернялис (премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис) был прав, когда говорил, что мы не братья, а конкуренты. Да, мы действительно конкуренты. Но конкурировать нужно честно», — заявил Шлессер.

Он обвинил Литву в закрытости рынка, приведя в пример либерализованный латвийский рынок. А искусственные ограничения пообещал обжаловать Еврокомиссии, подчеркнув, что «сценарий Реньге повторится».

Шлессер имел ввиду наказание Литве за разобранный участок железной дороги в сторону Латвии, из-за которого латвийские порты потеряли клиентов. Из-за этого Еврокомиссия присудила Латвии штраф в почти 28 млн евро. Железнодорожную ветку Мажейкяй-Реньге в Литве разобрали ещё в 2008 году. В пояснительном документе ЕК отмечает, что таким образом Литва нарушила условия конкуренции, остановив грузовой поток в порты Латвии. Штраф подразумевает также, что Вильнюс должен не только погасить его, но и восстановить разобранный участок. Эти работы Литва вынужденно уже начала, хотя несколько раз пыталась опротестовать санкции.

Шлессер подчеркнул, что в ЕС для всех участников рынка должны быть одинаковые условия. Это требование и ляжет в основу жалобы Еврокомиссии.