В Татарии обучение «родному языку» и «родной литературе» на родном русском языке заменяется риторикой, развитием речи и прочими предметами, потому что учебников по предметам, включённым в расписание, нет. Их просто не существует в природе, хотя предметы в расписание школьников внесены с осени 2017 года, когда обязательное изучение татарского языка заменили выбираемым родителями родным языком и свыше 115 тыс. родителей выбрали русский язык в этом статусе. О том, что учебники до сих пор не разработаны, стало известно при выяснении обстоятельств дела оштрафованных родителей школьницы из Казани, которых комиссия по делам несовершеннолетних признала ненадлежащим образом воспитывающими ребёнка за то, что тот не посещал предметы — «родная литература» и «родной язык», передаёт корреспондент ИА REGNUM.

Напомним, 29 марта 2018 год комиссия по делам несовершеннолетних оштрафовала родителей 9-классницы одной из казанских школ за то, что та «не посещает предмет «родной язык» и «родная литература». Штраф составил 200 рублей, его сейчас обжалуют родители. В комментариях казанским СМИ семья Т. отмечала, что вместо непонятного предмета, с программой которого родителей даже не ознакомили и не смогли ответить ничего вразумительного, они выбрали те предметы, что дочь будет сдавать после 9-го класса.

«А потом директор школы нас предупредила, что за прогулы уроков родного языка нашу девочку могут не аттестовать и оставить на второй год. В школе дочь запугали, что не допустят к экзаменам. А недавно директор сообщила в районную комиссию ПДН, что мы якобы плохо воспитываем ребёнка», — прокомментировал отец ребёнка изданию «Вечерняя Казань», добавив, что «родной язык» преподаёт бывшая учительница татарского, которая даже не прошла переаттестацию.

В середине апреля 2018 года стало известно, что родителей вынудили уволиться с нынешних мест работы, когда история со штрафом стала достоянием общественности. За родителей школьницы вступились крупные родительские сообщества республики, и в процессе обсуждения выяснилось, что подобные угрозы о не аттестации не единичны. Нежелание выбирать предмет «родной язык» и подписывать соответствующее заявление родители объясняли тем, что это пустая трата времени, так как нет ни учебных планов, ни учебников и детей учат шуткам-прибауткам, бессистемно.

«Вы считаете, что учительница татарского языка, преподающая на уроках родного русского языка риторику (вместо самого русского языка), это нормально?», «Зачем им дополнительный урок русского языка, который преподаёт педагог татарского, да и программу не показывают», «Русский язык и родной язык — это абсолютно разные предметы. Даже для русскоязычных детей. На русском они изучают русский. А что они изучают на родном при условии, что русский уже изучается в рамках предмета «русский язык» — это загадка для всех. Кто-то ложкарей, кто-то наследие Татарстана, кто-то биографии знаменитых татар, кто-то татарскую литературу на русском языке. Родной язык — штука загадочная», — рассказали родители.

А на днях в крупном родительском сообществе в соцсетях «Поборы в школах и детсадах» появился скан официального ответа минобрнауки РТ, в котором за подписью руководителя департамента надзора и контроля в сфере образования Г. З. Габдрахманова.

«По вопросу обеспечения учебниками, включёнными в федеральный перечень по предмету родной (русский) язык сообщаем, что в связи с отсутствием в настоящее время соответствующей учебной литературы министерством образования и науки Республики Татарстан совместно с Институтом развития образования Республики Татарстан разработаны материалы по изучению риторики, развитию речи и др, которые полностью соответствуют ФГОС», — гласит ответ.

Вот только родители не согласны с такой заменой, ведь выбирали они не риторику и «другие предметы», а родной русский язык.

Напомним, вопрос изучения родных и государственных языков национальных республик России был поднят осенью 2017 года, когда глава государства Владимир Путин выдал поручение Рособрнадзору и органам прокуратуры проверить соблюдение прав на добровольность изучения данных языков. Прокурорские проверки, прошедшие в Татарии в октябре 2017 года, выявили несколько тысяч нарушений. Позднее учебные планы были приведены в соответствие с федеральным государственным образовательным стандартом и родные языки стали выбираться добровольно вместо обязательного свыше 20 лет татарского. Многие родители русскоязычных школьников воспользовались возможностью подтянуть знания своих детей по родному для них русскому языку, но столкнулись с тем, что вместо заявленного предмета детям преподают риторику, регионоведение и прочее. За более чем полгода ситуация не изменилась.