Ситуация с Telegram в её публичной плоскости очень сильно напоминает попытки американских силовых ведомств принудить Apple Inc. разблокировать iPhone ликвидированного террориста, заявил корреспонденту ИА REGNUM к.э.н, доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Владимир Колмаков.

«При этом поведение Павла Дурова дает понять, что если санкции Роскомнадзора и увенчаются успехом, то ненадолго, поскольку, по всей видимости, есть некие технические способы противостояния санкциям Роскомнадзора. Трудно поверить, что Дуров не предвидел такой ситуации», — сказал эксперт.

Несет ли в себе Telegram некую особую угрозу терроризма?, задается вопросом эксперт. Ответ очевиден — не более значимую, чем другие средства связи. «Единственное, что его отличает — это потенциальная невозможность доказать факт наличия контактов между двумя людьми, которые могли оказаться террористами. Угрозу терроризма несут террористы, а не социальные сети или мессенджеры, их администраторы или владельцы.

«Ведь возможность мониторинга сообщений в мессенджерах даёт возможность эффективно расследовать состоявшиеся теракты, но не предотвращать их, как показывает горький опыт терактов в Великобритании, Франции и где бы то ни было. В таком случае «опасны» и зарегистрированные на подставных лиц сим-карты, до сих пор распространяемые в подземных переходах (что запрещено, однако запрет не работает), — отметил Колмаков. — По большому счету, если запретить все, то начнут пользоваться голубиной почтой»

«С точки зрения пользователей данная мера, определенно, популярной не станет, и это вызывает всё больше вопросов об оправданности такого закручивания гаек на фоне грядущих выборов и уже состоявшихся протестов. В этом смысле государство очень рискованно ведет себя с мнением электората в преддверии выборов. Мало вероятно, что в данном случае это отработанная схема — «ввести запрет, чтобы потом его отменить ради политических очков» — окажется эффективной вновь», — полагает он.

Однако, по его словам, «именно предвыборные ожидания следует рассматривать как более правдоподобную версию борьбы с Telegram. Власти пытаются в краткосрочной перспективе прервать коммуникацию, которая может привести к разным массовым событиям в преддверии выборов, которыми могут воспользоваться подстрекатели, а как известно, они есть в любой толпе и их даже небольшое количество может привести к трагедии с участием людей, которые не имели дурных помыслов. События 12 июня тому подтверждение. И, к сожалению, российский опыт здесь не является уникальным. Именно организаторы несанкционированных акций представляют больший интерес для надзорных и правоохранительных органов. Многие согласятся с тем, что подобная превентивная работа важна не в меньшей степени, чем борьба с терроризмом. Ведь даже последовательные противники власти выступают именно за мирный протест и точно не хотят России дня памяти по «небесной сотне».

«Какие возможны компромиссные решения? Теоретически, возможно достижение договоренностей с Дуровым и администрацией мессенджера о «доносительстве в исключительных случаях». Сам факт вмешательства со стороны государства в российской действительности зачастую выглядит как попытка недружественного поглощения. В таком случае я лично выступал бы за организованное «доносительство» о готовящихся преступлениях, а если таковые уже состоялись — за раскрытие данных, способствующих расследованию», — высказал свое мнение эксперт.

Если подобная мера будет анонсирована и снабжена доходчивыми объяснениями, то основную массу пользователей это не отпугнет, поскольку рационально мыслящее большинство прекрасно понимает, что полной секретности их переписка не имеет, равно как и не представляет интереса, уверен Колмаков. Шумное сопротивление изменениям обычно возникает с подачи агентов влияния, которым это по какой-то причине выгодно. Наблюдения свидетельствуют, что большинство недовольных изменениями не может артикулировать, что именно их возмущает, — одни эмоции и пространные высказывания о свободе слова.

«На этом фоне странно, что ни у кого не вызывает несогласия тот факт, что, условно, Сбербанк и Мегафон имеют очень точную картину жизни среднестатистического жителя России, причем с его же согласия, знают о его перемещениях, потребительской активности и уже научились прогнозировать его поведение. С другой стороны, выбор мессенджера для большинства людей определяется степенью удобства пользования, а не гарантией сохранности данных, в связи с чем перспектива «раскрытия» информации, как представляется, их не отпугнёт — отток пользователей будет краткосрочным, так как юзабилити возьмет верх над эмоциями», — резюмировал эксперт.

Как сообщало ИА REGNUM, глава Роскомнадзора Александр Жаров предупредил владельца Telegram о блокировке, если администрация мессенджера продолжит нарушать российское законодательство и не предоставит данные для внесения компании в реестр организаторов распространения информации.

Добавим, 26 июня в ФСБ заявили, что Telegram был использован террористами запрещенных, но действующих на территории России организаций и их зарубежными кураторами. Речь идет о теракте в Санкт-Петербурге (3 апреля 2017 года).

Читайте также: Создатель Telegram Дуров ответил на обвинения ФСБ