Строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали, безусловно, может стать мощным дополнительным импульсом для развития сразу двух регионов — Челябинской и Свердловской областей. Поддерживая в целом данный тезис, представители южноуральского экспертного сообщества, пока все же отзываются о проекте с разумной долей скепсиса, передает 25 ноября корреспондент ИА REGNUM.

Так, по мнению политолога Александра Мельникова, сомнения вызывают, прежде всего, два момента: реалистичность проекта и его долгосрочность.

«Соглашусь в том, что сегодня, конечно, желательны проекты с куда более быстрой практической отдачей. А если уж заглядываем в 2030 год, то это должны быть по-настоящему прорывные проекты, опережающие хотя бы нынешние мировые технологии, а не воспроизводящие достижения 20-го века. С другой стороны, считаю правильным и то, что наши областные власти не остались в стороне от этой темы. Речь ведь идёт о глобальном проекте магистрали Москва — Пекин, с участием нескольких стран, РЖД, использованием механизмов государственно-частного партнерства», — поделился мнением политолог.

Едва ли не единственным способом интеграции в соседний региона считает строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Челябинск — Екатеринбург руководитель научно-образовательного центра развития региональных социально-экономических систем Института экономики УрО РАН и ЧелГУ Сергей Гордеев, но при этом на данном этапе относится к проекту, как к декларации о намерениях.

«Участок ВСМ Челябинск-Екатеринберг должен стать частью трансевразийской скоростной железной дороги между Москвой и Китаем, но пока строительство не начато, несмотря даже на активный интерес и желание участвовать в проекте китайской стороны, поэтому пока можно говорить только о намерениях. Если же реализация проекта все же начнется, то это, без сомнения, максимально повысит эффективность взаимодействия двух соседних регионов. Кроме того, нельзя не порадоваться и тому, что Челябинская область вновь начинает восстанавливать свою былую значимость на федеральном уровне», — подчеркнул эксперт.

Напомним, что вопросы скоростного и высокоскоростного железнодорожного движения губернатор Челябинской области Борис Дубровский на этой неделе обсудил в Москве с участниками совместного заседания правления ОАО «РЖД» и Общественного совета. В ходе встречи рассматривался вариант, что скоростная железнодорожная магистраль Челябинск-Екатеринбург будет построена в рамках высокоскоростного транспортного коридора Москва-Пекин. Проект предусматривает строительство новой двухпутной железнодорожной линии, которая соединит центры двух регионов. В результате время в пути из одного города в другой составит 60 минут.

«Возросший уровень доступности между Челябинском и Екатеринбургом формирует на базе двух городов-милллионников российскую агломерацию с населением более 3 млн человек, включающую в себя, кроме двух областных центров, Озерск, Снежинск, Касли, Кыштым, Копейск, Сысерть. Эти города обладают как высоким человеческим потенциалом промышленного Урала, так и уникальными инфраструктурными возможностями», — уверен губернатор Борис Дубровский.

Использовать эти возможности планируется за счет создания на базе Снежинска и Озерска территорий опережающего социально-экономического развития, где разместятся новые производства. Борис Дубровский подчеркнул, что в бюджетах Челябинской и Свердловской области на будущий год заложено по 50 миллионов на реализацию проекта.

«Реализация подобных масштабных инфраструктурных проектов является одним из важнейших стратегических направлений развития Челябинской области. Этот проект мы также рассматриваем в контексте инициативы, поддержанной президентом РФ Владимиром Путиным, о проведении в Челябинске в 2020 году саммита ШОС. Поэтому для нас этот проект приобретает такое политическое звучание», — подытожил Борис Дубровский.

Согласно предварительным оценкам федерального центра проектного финансирования, по капиталоёмкому сценарию проект привлечёт 165 млрд рублей инвестиций, а в перспективе может обеспечить суммарный прирост ВРП Свердловской и Челябинской областей около 1 трлн 274 млрд рублей к 2030 году.