Черногория хочет взять под контроль митрополию Сербской православной церкви
Подгорица, 17 сентября, 2015, 13:40 — ИА Регнум. В Черногории готовится к принятию проект нового закона о религиозных объединениях, ставший поводом для напряжённых споров в обществе и вызвавший серьёзную обеспокоенность православных верующих. Противники законопроекта уверены, что он фактически ставит под угрозу дальнейшее существование Сербской православной церкви в Черногории.
Документ под названием «Закон о свободе вероисповедания» предусматривает, в частности, что власти Черногории будут утверждать высших должностных лиц всех религиозных конфессий в стране, что фактически приведёт к отделению черногорских епархий от Сербской православной церкви. Одна из статей законопроекта предусматривает также, что религиозные объединения, зарегистрированные на территории Черногории, должны вести свою деятельность исключительно в пределах государственных границ. «Центр религиозного объединения, которое зарегистрировано и осуществляет свою деятельность в Черногории, также должен находиться в Черногории», — приводит выдержки из документа Portal Analitika.
В соответствии с законопроектом все храмы, церкви и другие строения, принадлежащие Сербской православной церкви в Черногории, которые были возведены до 1918 года, должны будут перейти в собственность государства, что предусматривает возможность передачи их другим религиозным объединениям по усмотрению властей.
Профессор церковной истории в Духовной семинарии святого Петра Цетиньского Будимир Алексич уверен, что цель законопроекта состоит в том, чтобы в конечном счёте перевести Сербскую православную церковь, как и все другие учреждения в Черногории, под полный контроль государства.
«Единственное учреждение, над которым правящая партия не имеет контроля, это Сербская православная церковь. И намерение властей — поставить её на службу черногорскому идеологическому проекту. Об этом публично заявлял Мило Джуканович (премьер-министр Черногории — ИА REGNUM), это содержится и в программе Демократической партии социалистов, где говорится, что церковь должна быть в гармоничных отношениях с органами государственной власти, что подразумевает, что церковь должна быть одной из составляющих черногорской национальной идентичности», — сказал Алексич в интервью агентству Sputnik.
Положение законопроекта о том, что все религиозные объединения в стране должны соответствовать государственным границам Черногории, по его мнению, является абсурдным. «У нас есть, например, Сремская епархия, которая распространяется на некоторые районы на территории Хорватии. Также обстоит дело и с Захумско-Герцеговинской епархией, и Хорватия не видит в этом проблемы», — сказал Алексич. «Нам говорят также, что центр религиозной организации должен находиться в Черногории. Должна ли католическая церковь отделиться от Ватикана, чтобы её центр оказался в Подгорице?» — добавил он.
Что касается передачи в государственную собственность церквей и монастырских комплексов, принадлежащих Сербской православной церкви, Алексич не исключил, что в дальнейшем они «могут стать собственностью раскольничьей Черногорской православной церкви, либо быть преобразованы в магазины, как это уже делали идеологические предки нынешних руководителей Черногории после Второй мировой войны».
Готовящиеся нововведения уже вызвали многочисленные протесты в Черногории. В нескольких городах был проведён сбор подписей против принятия законопроекта. Как сообщает пресс-служба Черногорско-Приморской митрополии, 14 сентября петиция, которую подписали около 30 000 человек, была передана в Министерство по правам человека и правам меньшинств. Против законопроекта выступила также Ассоциация писателей Черногории. Председатель ассоциации Новица Джурич заявил, что «ключевые положения закона противоречат духу свободного вероисповедания и несут угрозу существованию православной церкви в Черногории». «Через 1700 лет после Миланского эдикта власти Черногории предлагаемым законом желают вернуть статус православных христиан в Черногории в доконстантиновские времена, которые были отмечены беззаконием, насилием и преследованием христиан», — подчеркнул он.
Митрополит Черногорский и Приморский Сербской православной церкви Амфилохий назвал проект «Закона о свободе вероисповедания» «худшим и наиболее вероломным законом о церкви из всех, что когда-либо были в Черногории». Он также заявил, что не может принять предлагаемые в законопроекте формулировки, так как представляет не «религиозное объединение», а церковь.
11 сентября, в день Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, десница которого хранится в монастыре в Цетинье, иерарх заявил, что видит основной целью черногорских властей «разорить и уничтожить раку святого Петра Цетиньского, оплевать десницу святого Иоанна Крестителя и то, из-за чего он был обезглавлен». «То, что произошло с главой святого Иоанна Предтечи, обезглавленного за правду, сегодня вновь происходит в мировом масштабе», — сказал митрополит.
Церковным оппонентом митрополита Амфилохия называют главу Черногорской православной церкви, претендующей на автокефалию, митрополита Михайло, который в свою очередь заявил, что все протесты СПЦ связаны «с нежеланием терять свою монополию на церковное имущество». По мнению митрополита, вопрос принадлежности исторических и религиозных памятников должно решать государство.
Черногорские СМИ сообщали также о встрече премьер-министра Мило Джукановича и митрополита Амфилохия, на которой обсуждались положения будущего закона. Подробности её, однако, не разглашались.
Публичные обсуждения будущего закона в Черногории вызвали столкновения представителей двух церквей. В Белом Поле и Которе сторонники Сербской православной церкви не дали возможности представителям ЧПЦ дойти до места дебатов. Чтобы не провоцировать массовые беспорядки, обсуждение законопроекта в обоих случаях отложили.
- Народная артистка России Клара Новикова не нашла времени скорбеть о погибших россиянах
- Лидер оппозиции Сирии заявил о готовности баллотироваться в президенты
- Лидер оппозиции Сирии призвал мир остановить «израильскую эскалацию»
- Портал «Госуслуги» отмечает 15-летие
- Кадыров рассказал о ликвидации двух бойцов ВСУ, отказавшихся сдаться в плен