Год литературы в Чувашии ознаменован творчеством первого лица региона, которое обрело осязаемые формы и серьёзные масштабы и стало сомнительным пропагандистским оружием. Предвыборный штаб врио главы республики Михаила Игнатьева к окончанию его 5-летнего срока и началу агитационной кампании разродился «Мыслями вслух» своего кандидата, облачив пропагандистское творение в сборник сочинений «100 вопросов и ответов». Из мыслимых и немыслимых ответов можно, конечно, предположить, что молчание — золото, но не в условиях выборов. Впрочем, разного рода литературные опусы, даже оды-поэмы посвящались и другим губернаторам, а иные творили и сами. В случае с Михаилом Игнатьевым, известным яркими речевыми оборотами, «Мысли вслух» вызвали неподдельный интерес. Особую пикантность придавало то обстоятельство, что самые известные «Мысли вслух» последнего времени были изданы Евгением Примаковым, передаёт корреспондент ИА REGNUM.

Михаил Игнатьев. Мысли вслух. Иллюстрация ИА REGNUM

Агитационный сборник Михаила Игнатьева, где он, как указано, выступает «соавтором», включает в себя около 200 страниц — «мысли» политического тяжеловеса Примакова вместились в те же 200 страниц. Евгений Примаков решился на тираж книги в 15 тыс. экземпляров — Михаил Игнатьев со сборником «100 вопросов и ответов» замахнулся на 50 тыс. экземпляров. При этом достаточно сложно определить логику распределения вопросов, глав, ответов — мысли повторялись, местами углублялись, периодически расширялись. Красной нитью через всю книгу прошла любовь Михаила Игнатьева к спорту как главной силе, объединяющей людей. Как припев звучит фраза о его удивительном, практически круглосуточном трудолюбии, выскакивают куплеты о принятии только объективной критики и критиков. Прекрасны семейные фотографии, особенно с домашней птицей.

Самое парадоксальное во всей этой литературной готике — сама идея издать мысли человека, чьи публичные выступления нередко разбирают на афоризмы, хотя до славы Виктора Черномырдина, конечно, далеко. Впрочем, сам Михаил Игнатьев признаёт: «У нас, сельских ребят, с детства разговаривавших в основном на чувашском, зачастую хромает русская речь — характерный акцент, нехватка словарного запаса… Но русскую грамматику я знал очень хорошо». По его словам, в техникуме многие городские ребята обращались к нему за помощью по русскому языку и литературе… Досадно, что глава Чувашии сам не взялся редактировать литературный труд: в брошюре встречаются и орфографические, и пунктуационные ошибки, противоречивые смысловые конструкции, где одна мысль опровергает предыдущую.

Например, Михаил Игнатьев, объясняя журналисту, почему в Чувашии жить хорошо, говорит о выезжающих на работу в другие регионы и заявляет, что «не от хорошей жизни чувашские мужчины выезжают на заработки за пределы республики». И отмечает: «Ездят, зарабатывают, тратя деньги на нужды семьи, — честь им и хвала». Рассказывая о своём назначении в 2010 году, Михаил Игнатьев сначала говорит, что узнал об этом из прессы, а следом утверждает, что ему позвонил президент и сообщил, что он решил поддержать его кандидатуру. Исключение жилищной субсидии для непростых чиновников, особенно в условиях кризиса, в пользу выплат ветеранам труда для Игнатьева — «волевое решение». На радость оппонентам признаётся, что «три дня скрывался» после того, как его избрали председателем колхоза. Неожиданной цифрой стала «действующая» отметка уровня Чебоксарского водохранилища 65 метров (в настоящее время, в условиях незавершённого строительства, Чебоксарская ГЭС функционирует на отметке 63 метра).

Немного об отношении. К женщинам, чиновникам и Богу. Будем несколько педантичными, но это очень показательный момент: Бог в книге пишется с маленькой буквы, в то время как президент, глава (Чувашии), российское правительство, даже индустриальный парк — с заглавных. О жене: «Она со всякими советами ко мне не лезет». О женщинах в правительстве: «Женщины — люди более усидчивые, терпеливые».

Немного лукавства. «Да, живем не бедно, я бы сказал, семья среднего достатка», — говорит Михаил Игнатьев, недавно переехавший в собственный дом и являющийся самым богатым кандидатом среди участников выборов главы Чувашии, которого давно называют латифундистом.

И последнее — небольшая, но символичная ремарка. Авторы для переноса с одной строки на другую «разбили» республику на «респу» и «блики». Сердце учителей русского языка сжалось от разбитой надвое республики, остались только «блики» сознания.

Резюмируя, приведём слова авторов о том, что эта книга рассказывает «немного неизвестного об известном Игнатьеве», профессия которого — «честно служить родному народу». Видимо, подразумевается, что на таких постах служить надо как-то иначе. Примечательно, что в списке беседовавших с главой республики журналистов указана новый пресс-секретарь Светлана Каликова, за последний год сделавшая стремительную карьеру, сменив три места работы.

Несмотря на выдающееся событие — издание книги первого лица республики, презентация «Мыслей вслух» прошла буднично, на встрече блогеров и редких журналистов, но с участием соавтора Михаила Игнатьева, который был щедр на автографы. В разгар кампании книги развозили машинами даже в самые дальние уголки республики и вручали не только на торжественных мероприятиях. Поговаривают, что следующим шагом Игнатьева должно стать вступление в Союз писателей, а может, ввиду исключительности случая, — во все три, существующие в Чувашии. Саму книгу следует номинировать на госпремию.

Напомним, бывший президент Чувашии Николай Федоров тоже писал книги. Мемуары «В ответе навсегда» вышли через год после того, как он после почти 17-летнего правления оставил свою должность. Впрочем, самому Федорову посвятили несколько книг: самые известные из них — поэма «Сын Чудикас» (на чувашском, русском и английском языках), которую сложил его пресс-секретарь Анатолий Смолин, а также «Монумент редиски» — «романчик», написанный бывшим главным редактором правительственной газеты «Советская Чувашия» Николаем Максимовым. ИА REGNUM тогда сообщало, что, несмотря на аллегоричность форм и иносказательность с чувашской «пунктуацией» и гайдаевско-леоновской «редиской» (нехороший человек), даже в заголовке политического «романчика» легко «прочитываются» как монументальные архитектурные объекты города, так и главный герой — в нём угадывается деятельность первого президента Чувашии Николая Федорова.

Читайте также: В Чувашии издали своевременную книгу о первом президенте «Монумент Редиски»

Книги сочиняют и другие губернаторы. Один из наиболее плодовитых и экстравагантных сочинителей — глава Марий Эл Леонид Маркелов, который в 2014 году выпустил сборник с незатейливым названием «Под небом голубым» — лирика, философия, гражданская поэтика. Он состоит из 350 страниц, тираж 500 экземпляров. «Несомненное достоинство книги то, что автор раскрывает нам разные стороны своей личности, проявляющей себя в самых различных настроениях и состояниях души», — со всей серьёзностью писали местные СМИ. В 2013 году опубликован красочный, внушительных объёмов сборник «Надеюсь образом чудесным», который в рознице продавался за… 5,5 тыс. рублей. При этом из администрации Маркелова направлялись официальные письма с пожеланием расширить личную библиотеку сотрудников.

В 2008 году появилась книга «Валерий Шанцев. Отложенное знакомство» за авторством советника губернатора Вадима Иванова, который, как писали СМИ, с первых строк решил ошеломить читателя всенародной славой своего персонажа. «Ясно только одно — автор написал книгу на основе разговоров на борту «Боинга-747», который доставил Шанцева и Иванова в США и обратно в Россию. Возникает вопрос: а за чей, собственно, счет Иванов слетал в Штаты в совместную командировку на три дня? И почему Иванову никак не удалось переговорить с Шанцевым в Москве или Нижнем Новгороде? Книга, написанная на основе бесед в «Боинге», почему-то напомнила мне рекламный ролик Чубайса, Немцова и Хакамады в салоне авиалайнера, после которого СПС недосчитался голосов на выборах», — пишет журналист газеты Виктор Деменев. Автор книги, вышедшей тиражом 3 тыс. экземпляров, вскоре получил должность вице-губернатора, подвинув профессионального и опытного чиновника, работавшего с несколькими предшественниками Валерия Шанцева.

Народная слава (не через книгу — через песню) не обошла и президента Татарстана Рустама Минниханова. В августе этого года в интернете в бравурно-маршевой стилистике появился клип казанского певца «Рустам Минниханов — наш рулевой», где главу региона воспевают как национального героя и по-простецки отмечают, что сейчас в регионе — счастливое время. Благодаря, конечно же, главному кормчему Татарстана. Впрочем, глава пресс-службы Андрей Кузьмин заявил, что Рустам Минниханов в таком «продвижении» не нуждается, а сама хвалебная ода «носит провокационный характер».

Читайте также: Самодеятельный клип про Минниханова не понравился его пресс-секретарю

Конфуз с книгой собственного сочинения случился несколько лет назад у кировского губернатора Никиты Белых, которого заподозрили в незаконной агитации за билборды, на которых лидер Союза правых сил (СПС) рекламирует свою книгу-программу «Достройка капитализма». Стоит отметить, что Белых также издал сборник сказок для детей и взрослых под названием «Вятские сказки», взяв сказки из сборника 1915 года «Великорусские сказки Вятской губернии». В пару к «сказкам» губернатор Кировской области выпустил поэму Семена Веснина «Ваня-Вятчане» со сборником народных песен, записанных в Вятской губернии.

В былые времена о губернаторах слагали даже былины и сказания. Одно из выдающихся творений было посвящено губернатору Орловской области Егору Строеву. В 2004 году орловской типографией «Труд» тиражом 500 экземпляров была издана книга «Край наш благодатный» (авторы председатель избирательной комиссии Орловской области Анатолий Трофимов и некая Татьяна Уварова). В ней рассказывается о вожде Вятко, воплощенном в образе Егора Строева. «Уже само описание его рождения и детства напоминает житие святых. Авторы не жалеют сравнений, затейливая вязь которых походит на знаменитое «плетение словес» древнерусских летописцев», — со знанием предмета рецензирует член Союза писателей Леонид Агибалов. Соратникам тогда была посвящена целая серия стихотворений, при этом отмечается, что один из них «повсюду успевает, к Господу, наверное, вхож». Отмечен также и «полный светлого эротизма» образ лирического героя оды «Мосякину» и прочие шедевры.