Предопределенность результата голосования, отсутствие жесткой конкуренции и атрофированность института избирательного права — эти и другие факторы повлияли на невысокую явку избирателей в Единый день голосования, как на Дальнем Востоке, так и по всей стране. Об этом в разговоре с корреспондентом ИА REGNUM заявил директор «Дальневосточного консалтингового центра» Петр Ханас.

artfrance.ru
Мыльные пузыри. худ. Жан Батист Шарден. 19век.

Как сообщало ИА REGNUM, прошедшие в Единый день голосования, 13 сентября, выборы на Дальнем Востоке показали низкую активность населения. В основном на участки пришли чуть больше 30% избирателей. Ненамного вперед выбилась Сахалинская область — 37,6%. В Амурской, Еврейской автономной и Сахалинской областях, а также на Камчатке в прошедшие выходные выбирали губернаторов. В Магаданской области состоялись выборы региональной Думы шестого созыва.

Эксперты сходятся во мнении, что для сентября явка на избирательные участки неплохая.

Читайте также: Низкая явка на выборах на Дальнем Востоке — следствие мертвого сезона

По мнению Петра Ханаса, на прошедшие выборы помимо временного фактора оказало влияние отсутствие конкуренции.

«Для начала сентября это неплохая явка. На явку действуют не только погодные и временные факторы, но и факторы предопределенности голосования, отсутствия жесткой конкуренции на выборах. Поскольку «Единая Россия» все-таки сумела провести открытые праймериз, на которых были выбраны лучшие кандидаты. Задачей технологов было сохранить эту ситуацию. Есть отдельные территории, на которых по тем или иным причинам высокий уровень досрочного голосования. Кандидаты пытались обезопасить результат активной работой по мобилизации избирателей в этой сфере. Это все предопределили относительно невысокую явку», — уверен эксперт.

Читайте также: Итоги выборов на Дальнем Востоке: крайне низкая явка, скандальные заявления

По итогам прошедшей избирательной кампании руководителями трех Дальневосточных регионов стали ставленники президента РФ Владимира Путина. Олег Кожемяко, назначенный указом президента врио губернатора Сахалинской области в марте 2015 года, одержал победу на прошедших выборах, набрав 67,79% голосов. Александр Козлов, сменивший Кожемяко в Амурской области в марте 2015 года, выиграл выборы с результатом 50,65%. За Александра Левинталя, которого глава государства назначил врио губернатора ЕАО в феврале 2015, проголосовало в Единый день голосования 75,42%. Владимир Илюхин сохранил за собой губернаторский пост Камчатки, который он занимает также по представлению главы государства с марта 2013 года, набрав на голосовании 75,48%.

В большинстве регионов прямых всенародных выборов не было уже несколько лет. Так в Амурской области губернатора последний раз избирали в 2012 году, в Еврейской автономной — в 2000, в Сахалинской — в 2003, а на Камчатке — в 2004. Тем не менее, судя по активности избирателей, они не особо соскучились по прямым выборам глав регионов, а сам избирательный институт успел атрофироваться.

«Выборы нужны всегда. Выборов губернаторов у нас уже не было давно, поэтому, конечно, избирательный институт атрофировался. Поднимать политическое участие надо повышением уровня доверия власти. Люди устали: то выборы одного уровня, то другого, но при этом каких-либо изменений не наблюдается. Все зависит от одной персоны — президента. Примет решение или вмешается в процесс — дело с мертвой точки сдвинется. В любом случае надо участвовать, потому что только тогда мы научимся выбирать по-настоящему эффективную власть. Ведь мы имеем право требовать. А имеет ли моральное право требовать человек с власти, который не ходит на выборы и ее не избирает. Я думаю, что не совсем. Хотя, конечно, власть должна заботится о всех, а не только об избирателях», — считает Петр Ханас.

Отметим, что в целом по Дальнему Востоку за время отсутствия прямых губернаторских выборов активность избирателей снизилась почти в два раза. Последнего губернатора на Сахалине выбирали 51,84% избирателей, а сейчас на выборы пришли лишь 37,6%. На Камчатке в 2004 году голосовали 56,38% избирателей, а в прошедший Единый день голосования всего 56,38%. Самое высокое снижение активности населения наблюдается в ЕАО — если в 2000 году на выборы губернатора пришли 68,83% избирателей, то в 2015 в два раза меньше — 31,87%.