Сообщение о находке иркутскими археологами на территории Чемальского района Республики Алтай затерянного в годы Гражданской войны обоза генерала Андрея Бакича, в котором могло находится пресловутое «колчаковское золото», не подтверждают ни власти, ни сами ученые. Исследователи считают, что это просто «журналистская утка».

Андрей Степанович Бакич. Фото: ria1914.info

Барнаульское агентство «Банкфакс» пишет, что накануне ряд СМИ, в том числе, например, и «Российская газета», активно тиражировали «сенсационную новость» о находке обоза Бакича, при этом «сомнительность источника не вызвала вопросов у алтайских журналистов». Источником, по данным агентства, стал сайт горно-алтайской газеты «Листок», который сообщил, что «белогвардейский обоз найден затопленным в неприметном глубоководном озере, расположенном на склоне горы хребта Куминские Белки». «Открытие связано с обнаружением в иркутском городском архиве листками из записной книжки генерала Бакича, напоминающими опись ценных вещей и приблизительным указанием местонахождения с абрисным рисунком, писал «Листок». Находку во время экспедиции якобы совершили сотрудники лаборатории археологии и палеоэкологии СО РАН, утверждало издание, ссылаясь при этом на администрацию Чемальского района».

При этом ни власти, ни ученые не подтверждают эти сведения. Так, в беседе с журналистами глава Чемальского района Родион Букачаков заявил: «Я впервые слышу об этом. Никаких просьб от иркутян, от археологов к нам не поступало, никаких совещаний на эту тему не проводилось, ничего подобного в нашем районе не происходило». Не располагают информацией о находке и в правительстве Республики Алтай, представители которого посоветовали обратиться за разъяснениями к иркутским археологам.

В беседе с корреспондентом ИА REGNUM доцент кафедры археологии, этнологии, истории древнего мира Иркутского госуниверситета Екатерина Липнина предположила, что это «просто утка». «Наши специалисты на Алтае не работают, никаких экспедиций, никаких выездов на Алтай не было. К тому же сфера наших научных интересов — все-таки древний период истории, и периодом Гражданской войны мы не занимаемся», — сказала она.

«Обнаружение в глубине Алтайских гор возле идущего в Западную Монголию Чуйского тракта «обоза генерала Бакича» выглядит совершенно невероятной с точки зрения источников о ходе военных действий в финале Гражданской войны в Сибири, — пишет, в свою очередь, на сайте «Что делать?» историк и журналист Валерий Савинков. — Основные силы армии адмирала Колчака в финале 1919 года в Сибири отступали воль линии Транссиба и прилежащих к нему коммуникаций по маршруту Омск — Новониколаевск — Красноярск — Иркутск. При этом состоящая преимущественно из казаков четвертая (Южная, Отдельная Оренбургская) армия, куда входили и части под командованием генерала Андрея Бакича, с начала отступления была отрезана от основных сил и совершала т. н. «Голодный поход» по территории современного Казахстана. Она предпринимала неоднократные попытки выйти на линию Транссиба и соединиться с основными соединениями армии Колчака, однако все они были безуспешны. К январю 1920 года (когда Алтай уже был практически полностью занят красными войсками и партизанами), остатки голодающей и терпящей массовую эпидемию тифа 4-й армии еще находились в районе Зайсана и Сергиополя, откуда под давлением красных войск были вынуждены отойти к китайской границе в районе Чугучака и к марту 1920 года покинуть Россию. Таким образом, появление в этот период на Алтае каких-либо «обозов Бакича» выглядит совершенно невероятным: между лежащей в существенном отдалении от Алтая линией похода 4-й армии и Алтаем всегда находилась весьма протяженная область, контролировавшаяся сначала красными партизанами, а потом частями Красной армии. Еще более невероятной представляется сама идея посылки «обоза» на Алтай — черед обширные степные пространства, контролируемые массовыми армиями красных партизан — с тем, чтобы вновь вывести его на линии ухода ко все той же границе».

«Лишено всяких документальных оснований и допущение о получении терпевшей всяческие лишения Оренбургской армией части золотого запаса, передвигавшегося в сопровождавшего Ставку Колчака эшелоне: сообщения между так и не соединившимися двумя колоннами Белой армии носили крайне эпизодический характер, а в течение «Голодного похода» никаких следов наличия таких фондов у едва не вымершей поголовно от голода и болезней Оренбургской армии источники и документы не фиксируют. Сомнительной представляется также ссылка на якобы найденные в «иркутском городском архиве» листки из записной книжки генерала Бакича. После захвата в плен генерал Бакич был вывезен в Новониколаевск, где судим и казнен. Члены его семьи в постсоветское время заявляли в СМИ о том, что в архивах Новосибирска (вероятно, имея в виду архивные фонды органов госбезопасности) могли сохраниться личные документы генерала, к которым они безуспешно пытались получить доступ. Однако, нахождение в легендарном «городском архиве Иркутска» неких приписываемых Бакичу листков выглядит крайне маловероятным», — добавляет Савинков.

СПРАВКА

Куминский хребет расположен на территории Чемальского района Республики Алтай, его длина достигает 70 км, а максимальная высота — 2 514 м над уровнем моря (вершина Ачилман). Одним из самых посещаемых мест является Долина девяти озер — плато, на котором расположены девять горным озер.

Андрей Бакич — видный деятель белогвардейского движения в Сибири. Родился в Черногории в 1878 году, служил в российской армии, участвовал в Первой мировой войне. В годы гражданской войны служил под началом генерала Александра Дутова, затем возглавил Оренбургский отряд и присоединившуюся к нему сибирскую повстанческую дивизию хорунжего Токарева. В мае 1921 года перешел в Монголию, где был захвачен в плен и передан советским властям. Расстрелян в 1922 году в Новониколаевске (Новосибирске).