Конфликт вокруг имама мечети в Ингушетии имеет глубокие корни
Ингушетия, 10 июня, 2015, 19:14 — ИА Регнум. Конфликт вокруг имама Центральной мечети в Насыр-Корте, который наблюдается в настоящее время в Ингушетии, внешне выглядит как внутрирелигиозный, потому что это отставание от определенных канонов ислама, взаимосовместимости некоторых канонов ислама и ингушских народных обычаев — спор произошел именно из-за этого. Но, как рассказал корреспонденту ИА REGNUM эксперт по Кавказу Андрей Епифанцев, в действительности, все гораздо глубже, это не внутрирелигиозный конфликт, а конфликт, который возник на почве противоречий между властью и определенной частью ингушского общества, которое критикует эту власть.
«Власть в этом случае сплотилась вокруг Духовного управления мусульман Ингушетии и главы региона Юнус-Бека Евкурова. А часть населения сплотилась как раз вокруг очень известного на Северном Кавказе проповедника и богослова Хамзата Чумакова, человека, который имеет очень большой вес в Ингушетии. Он является одним из неформальных лидеров и давно перерос статус богослова, став политиком, по сути оппозиционным, потому что ярко критикует сложившиеся обычаи и устои, в том числе и главу и Духовное управление мусульман (ДУМ). Его критика находит большой отклик в сердцах людей, это привело к тому, что достаточно долгое время ДУМ хочет его сместить, чтобы поставить более удобного для себя имама, который не будет критиковать власть», — отметил эксперт.
Подчеркнув, что произошедший в пятницу конфликт выглядит очень некрасиво, Епифанцев сказал: «Я не припомню случая, когда на Северном Кавказе прихожане выталкивают и вытаскивают муфтия республики из мечети, они его практически вынесли. Здесь проблема в том, что долгое время Духовное управление мусульман было в очень большом противостоянии с Чумаковым, пыталось его оградить от общественной и исламской жизни, сделать вид, как будто его нет. Его не приглашали на общие мусульманские или политические собрания, если он приходил, то было сразу видно, что общество разрывается между официальными властями и ДУМ с одной стороны и Чумаковым — с другой. Если мы вспомним митинг протеста в Назрани по поводу карикатуры на пророка, Чумакова даже не пригласили, хотя это было очень серьезное событие, одно из ключевых. Ему не дали даже слова. И когда он пришел, часть людей пошла за ним, не захотев присутствовать на этом митинге — настолько велик его авторитет», — заявил эксперт.
Отметив, что он со всем уважением относится к властям Ингушетии и ДУМ, Епифанцев подчеркнул, что он не очень понимает логику этого поступка. По его мнению, такой подход не выдерживает критики. «Это не просто имам, а политический деятель, за которым стоят тысячи сторонников. Даже если его лишить права выступать в мечети, эти люди все равно пойдут за ним, более того, он приобретет образ борца за правду, несправедливо обиженного властями, и это сыграет против Духовного управления мусульман.
На самом деле мы видим, что ситуация накалилась после пятничного инцидента, стали распространяться нехорошие слухи против ДУМ, говорят о возможности физических расправ в ближайшую пятницу. В этом отношении копромиссное предложение Евкурова нормально, если бы его было возможно реализовать. Но мы видим, что страсти накаляются, и поэтому мера эта уже недостаточна. Тогда у главы возникло другое предложение — закрыть временно мечеть, пока страсти не улягутся. Не знаю, насколько это сработает — страсти накалились, есть еще два дня, но пятница будет очень тревожной. Можно пытаться решить вопрос поверхностными мерами — оба предложения своевременные, но если углубляться, действовать надо было по-другому.
Таких популярных политиков нужно было не выталкивать из общественной жизни, а наоборот приближать, прислушиваться к их словам. Только это может объединить мусульман и других общественных деятелей республики. В словах имама есть немало объективных моментов, власти нужно реагировать на эту критику и исправлять какие-то моменты. Только это может решить ситуацию в Ингушетии, а не насильственные меры», — подчеркнул Андрей Епифанцев.
Напомним, как сообщало ИА REGNUM, события вокруг имама Центральной мечети в Насыр-Корте Хамзата Чумакова разворачиваются уже вторую неделю. Он объявил о своем решении отказаться от проведения обеденной молитвы. Недовольные этим решением жители Насыр-Корта попросили разобраться в ситуации муфтия Ингушетии Ису-хаджи Хамхоева. Сторонники Чумакова заявили, что при попытке провести мирные переговоры они якобы были обстреляны из автоматического оружия, о чем они написали в своем заявлении генеральному прокурору РФ, председателю следственного комитета РФ, главе региона и руководителям правоохранительных и властных структур.
Глава республики Юнус-Бек Евкуров, отметив, что он уже провел беседы отдельно с каждой конфликтующей стороной и призвал их простить друг друга, заявил, что в противном случае он как гарант безопасности региона будет обязан на время закрыть мечеть в Насыр-Корте. «Я хочу напомнить, что мечеть — это не место для разборок и решения злободневных вопросов, мечеть — это место, куда каждый прихожанин приходит выполнить свои обязательства перед Всевышним», — сказал он.
- Уехавшая после начала СВО экс-невеста Ефремова продолжает зарабатывать в России
- Фигурант аферы с квартирой Долиной оказался участником казанской ОПГ
- Как в России отметят День матери
- В Раде обвинили Зеленского во лжи на фоне применения Россией «Орешника»
- Военные ВСУ насилуют мобилизованных выпускниц медвуза, сообщило подполье