Меркель и Путин разошлись в оценках «пакта Молотова-Риббентропа»
Москва, 11 мая, 2015, 08:32 — ИА Регнум. В ходе совместной пресс-конференции по итогам встречи между канцлером ФРГ Ангелой Меркель и президентом Российской Федерации Владимиром Путиным, оба лидера дали свою оценку «пакту Молотова-Риббентропа» между СССР и гитлеровской Германией. Пресс-конференция состоялась вечером в воскресенье, 10 мая.
Отвечая на вопрос журналиста, обеспечивал ли «пакт Молотова-Риббентропа» безопасность Советского Союза, Владимир Путин заявил: «Смысл обеспечения безопасности Советского Союза в этом пакте был. Когда СССР понял, что его оставляют один на один с гитлеровской Германией, он предпринял шаги, чтобы не допустить прямого столкновения. И был подписан этот пакт».
Однако канцлер ФРГ Ангела Меркель не согласилась с Владимиром Путиным. Она считает, что «пакт Молотова-Риббентропа» трудно понять, если не принимать во внимание секретный протокол к нему. Речь идет о неких секретных протоколах, прилагавшихся к договору о ненападении между СССР и Третьим рейхом, предусматривающих раздел Польши и разграничение сфер интересов СССР и гитлеровской Германии в Восточной Европе в случае территориально-политического переустройства прибалтийских государств. «С этой точки зрения, я думаю, что это было неправильно, это было сделано незаконно», — заявила Меркель.
Историки и политики ломают копья в трактовке «пакта Молотова-Риббентропа» уже давно. Это действительно важный договор, который направил ход истории таким образом, о котором сейчас пишут в учебниках. Стоит отметить, что до подписания этого договора ход истории был совсем не предопределен.
Есть некоторые моменты, которые связаны с этим договором. Название «пакт Молотова-Риббентропа» — придумано газетчиками в 1939 году, сразу после подписания договора. Реальный документ назывался — Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом (нем. Deutsch-sowjetischer Nichtangriffspakt).
Стороны соглашения обязывались воздерживаться от нападения друг на друга и соблюдать нейтралитет в случае, если одна из них становилась объектом военных действий третьей стороны. Участники соглашения также отказывались от участия в группировке держав, «прямо или косвенно направленной против другой стороны». Предусматривался взаимный обмен информацией о вопросах, затрагивающих интересы сторон.
Вопрос о секретных протоколах остаётся спорным до сих пор, но судя по косвенным свидетельствам, появившимся сразу после подписания договора — какие-то закрытые соглашения между СССР и Третьим рейхом по вопросу разграничения сфер влияния в Восточной Европе действительно были. Однако достоверных оригиналов этих соглашений общественности представлено не было.
После прихода Гитлера к власти в 1933 году, отношения между СССР и Германией резко обострились. Советы посылали добровольцев и технику для республиканской Испании, где шла гражданская война и фашисты рвались к власти. Германия также посылала людей и технику для помощи испанским фашистам.
СССР открыто сражался с японскими милитаристам на Халхин-Голе и у озера Хасана, а Япония была союзницей Германии. Параллельно с этим СССР пытался наладить отношения с Англией и Францией, чтобы создать систему коллективной безопасности в Европе и не дать Гитлеру реализовать свои экспансионистские амбиции. Но Англия и Франция не хотели договариваться с СССР о системе коллективной безопасности в Европе, а наоборот, хотели договариваться с Гитлером о том, как он будет «мирным» путем понемногу съедать европейские страны. Это называлось «политикой умиротворения агрессора». Жертвой этой политики стала Чехословакия. Англия и Франция первыми подписали с Гитлером Мюнхенское соглашение, предполагавшее отторжение Судетской области от Чехословакии в пользу Германии. Затем, с молчаливого согласия Запада Гитлер осуществил аншлюс Австрии.
Стоит отметить ещё один момент. Дело в том, что фашистские и нацистские движения в конце 30-х годов присутствовали во всех европейских странах, кроме СССР. В европейских странах шла внутриполитическая борьба между фашистскими партиями, которые, как и Гитлер рвались к власти и так называемыми Народными фронтами, в которые объединялись, как коммунисты, так и либералы, а подчас и консерваторы.
Сторонников фашистов и нацистов среди европейских политиков было много. Например, член британского королевского рода, который небольшое время даже был королем — Эдуард VIII открыто восхищался Гитлером и нацистами. Что касается прибалтийских стран, то фашистские движения были и там, и если бы эти страны не вошли в состав СССР, после того, как в них победили социалистические политические партии, то был бы ещё и аншлюс Прибалтики.
СССР в этой ситуации находился в очень сложном положении. Было понятно, что Гитлер будет воевать с Россией, так как идея «натиска на восток» (drang nach osten) была озвучена уже в самых ранних его работах. И он неоднократно подтверждал свою приверженность этой идее. Тем более, что война в Испании показала — одна из главных целей фашистов и нацистов — не допустить распространение коммунизма, а оплотом коммунизма был СССР. Было совершенно не предопределено, что Англия и Франция будут воевать с Гитлером. Существовала некоторая вероятность того, что Англия и Франция будут воевать вместе с Гитлером против СССР.
В этой ситуации Советы пытались договорится с Англией и Францией и создать систему коллективной безопасности в Европе, чтобы не допустить агрессию Гитлера. Но англичане и французы на это не пошли. Тогда СССР вынужден был обезопасить свою западную границу и попытаться направить ход событий таким образом, каким в итоге он и пошел. Именно Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом, а также мастерство советских дипломатов, в какой-то степени позволили это сделать. О чем справедливо отметил вчера Владимир Путин.
- Ругавший День Победы актер Майков пообещал россиянам свет в конце тоннеля
- Зеленский выдал военного из Тувы за пленного из КНДР — 1053-й день СВО
- Шесть балконов жилого дома обрушились в селе в Орловской области
- СМИ раскрыли планы Зурабишвили по деятельности против России
- МЧС сформировало федеральный оперштаб по ликвидации ЧП с разливом мазута