Шанс сохранить территориальную целостность Украины и прекратить гражданскую войну в этой постсоветской республике с участием США ещё есть, считает Александр Лукашенко. По его мнению, роль России в украинском кризисе «неоценима»

Поставки из США оружия на Украину приведут к эскалации войны в постсоветской республике. Об этом 31 марта заявил Александр Лукашенко в интервью медиахолдингу «Блумберг» (США), размышляя над путями урегулирования украинского кризиса.

Отметив, что на Украине «много тенденций разных», Лукашенко сказал: «Если говорить кратко: не хотелось бы, чтобы это было затишьем перед бурей». «Есть определённые настороженности, и я бы даже сказал больше — определённые тенденции и факты, факторы, которые заставляют говорить о том, что до мира на Украине ещё далеко».

«Больше всего меня настораживает в этом направлении то, что к минским соглашениям… к этому процессу открыто не были подключены Соединенные Штаты Америки. Я считаю, что без американцев на Украине невозможна никакая стабильность. И встречаясь в последнее время с представителями Соединенных Штатов Америки — официальными представителями, которые у нас бывали, я им настоятельно доводил до них эту точку зрения, заявляя о том, что я не знаю, чего хотят американцы здесь — в Восточной Европе, на Украине в частности, — сказал Лукашенко. — Но если американцы хотят, чтобы здесь был мир и стабильность, они немедленно должны подключиться к этому процессу», — сказал белорусский лидер.

«Соединенные Штаты Америки играют решающую роль в этом процессе и с точки зрения внутриполитических процессов в самой Украине», — подчеркнул Лукашенко. Он отметил также, что «и с точки зрения того, чтобы сесть за стол и договориться с Россией по Украине, — это очень важно».

Интерпретируя ситуацию в соседней постсоветской республике, он отметил: «Я не хочу сказать, что это война России. Но Россия вовлечена так или иначе — и до конфликта, и в процессе его, иначе быть не может, вовлечена в этот конфликт». Оценивая вовлечённость России в украинский кризис, Лукашенко сказал: «Где-то по своей воле, где-то не по своей воле. Это информационное противостояние, это экономическое, финансовое, да и военное столкновение — понятно, что роль России здесь неоценима».

Лукашенко уверен, что от желания Вашингтона и Москвы зависит установления мира на Востоке Украины, и если такая воля будет проявлена — «это навсегда, вопрос будет решён однозначно».

Он также прокомментировал распространяемую Госдепом США информацию об участии граждан России в войне на Украине, заявив: «Россияне не настолько глупы, чтобы посылать туда войска и подставляться. Там достаточно желающих — в России, поехать туда воевать, классных специалистов военных, прошедших определённую подготовку».

«Их тысячи этих людей — понимаете? Их тысячи, — сказал он, обращаясь к американскому журналисту. — И приехать в Донбасс — за деньги или из идейных соображений — их тысячи, приехавших из России, и не только из России. Я информирован о том, что там появлялись люди из Белоруссии — зарабатывали деньги. Поэтому это не вопрос. Но упрекать Россию в том, что там регулярные российские части присутствуют, — это неправильно».

«Если Соединенные Штаты Америки поставят Украине серьёзное вооружение — серьёзное, не стрелковое, не гранатомёты, а более серьёзное вооружение — это будет толчок к эскалации этого конфликта. И это будет толчок к тому, что Россия вынуждена будет на это реагировать. Потому что когда идёт внутренний конфликт, пускай в него вовлечены многие государства опосредованные — в том числе Россия, Восточная Европа и Польша там, и так далее — это одно. Но, когда появится там сильный игрок — пусть через поставки оружия США, естественно — и специалисты. А многие уже заявляют о том, что там специалисты Соединенных Штатов Америки есть по вооружениям, которые обучают украинскую армию, да и Порошенко об этом говорит. Когда появится такой сильный игрок, активный игрок, открытый, как Соединенные Штаты Америки, — вы просто спровоцируете Россию», — сказал Лукашенко.

«Это всё может быть продолжено войной. Почему? Нет доверия. Ни у одной из сторон нет доверия друг к другу. Это во-первых. Во-вторых: ну что греха таить, на Украине есть вооружённые люди, и их немало — их тысячи, которые не подчиняются указам президента и армейскому руководству украинскому (вероятно, имеются в виду карательные батальоны типа „Айдар“ и бандформирования „Правого сектора“, — прим. ИА REGNUM). Их называют там батальонами олигархов, еще кем-то — не важно, это дело вкуса, журналисты их могут называть как угодно. Но там есть очень хорошо вооружённые люди, более националистичные, чем центральные власти, и которые готовы вести войну до „победного конца“. Это тоже опасность, это повышает градус недоверия между воюющими, конфликтующими сторонами. Да и не все выполнили решения „минского меморандума“ по отводу вооружений в зоне соприкосновения. Это тоже опасно. Поэтому это грозит началом как минимум вооруженного противостояния, — сообщил Лукашенко. — А дальше однозначно — эскалация конфликта и, боюсь, — втягивание других государств, открытое втягивание в этот конфликт».

По словам Лукашенко, киевская хунта, захватившая в результате государственного переворота при поддержке Запада в феврале 2014 года, в т.ч. Пётр Порошенко, настроена «силой решить этот вопрос» — т.е. завоевания Новороссии. «Я считаю, что силового решения этой проблемы нет, — подчеркнул Лукашенко. — Это будет много крови, будет эскалация конфликта».

Лукашенко уверен, что ещё есть шанс увидеть Украину в довоенных границах, но для этого надо выполнить соглашения «Минск-2», подписанные лидерами Донецкой и Луганской народных республик, лидерами Германии, Франции и России, а также Петром Порошенко. При этом он, представив себя на месте Порошенко в нынешней ситуации, отметил, что «человеческие жизни гораздо ценнее и дороже любых конфликтов, территориальных претензий и прочее», поэтому «я бы пошёл на контакты с любыми, и здесь не избежать конкретных контактов с нынешними руководителями ДНР и ЛНР».

Лукашенко заявил о своей полной уверенности в том, что лидеры ДНР и ЛНР желают видеть данные республики в составе Украины, равно как и население этих республик. «У населения, которое там осталось, и, уверен — даже у руководителей нет желания, чтобы с ними произошло так, как с Крымом. Абсолютно. Так что еще надо?» — заявил он, подчёркивая необходимость переговоров киевской хунты с лидерами ДНР и ЛНР.

Способствовать прекращению войны на Украине, помимо переговоров, считает Лукашенко, будет закрепление в украинской Конституции принципа децентрализации, а также признание особого статуса тех территорий, которые последователи идей Степана Бандеры считают Донецкой и Луганской областями Украины.

«Надо сегодня этим территориям признать их с особым каким-то статусом — давайте сделаем, прекратится война. Восстановим эти территории. Всё со временем образуется, если мы хотим мира и целостности Украины», — заявил Лукашенко.

«Надо изменения в Конституцию, и выходить на границу Украины с Россией — закрывать её. Россия, кстати, не против этого», — подчеркнул Лукашенко. Он отметил также, что будучи на месте Владимира Путина (!) «делал всё для того, чтобы там сохранился мир — для того, чтобы Украина осталась целостным и единым государством».

Как сообщало ИА REGNUM, Александр Лукашенко был среди первых, кто признал государственный переворот на Украине и отказал Виктору Януковичу в признании полномочий законного президента Украины. В дальнейшем официальный Минск оказал поддержку мятежникам, поставляя им различные товары и услуги, в т.ч. двойного назначения. КГБ Белоруссии предпринимал попытки привлечь к уголовной ответственности белорусов, воюющих на Украине, однако об успехах этих начинаний ничего не известно.