Главный редактор журнала «Журналистика и медиарынок», секретарь Союза журналистов России (СЖР) Владимир Касютин поделился «рецептами выживания» редакций СМИ в кризис

«Когда мы говорим об антикризисных программах, мы должны думать не только о том, как всех на бюджет „сажать“, а как пытаться разбудить у людей инициативу, помочь им», — заявил корреспонденту ИА REGNUM секретарь Союза журналистов России Владимир Касютин на семинаре в Великом Новгороде «2015 год: возможности и угрозы для журналистов и блогеров. Правовые и журналистские аспекты работы в интернете».

По его словам, сейчас в России большая часть СМИ «так или иначе получает субсидии из региональных бюджетов». «Есть два фактора, которые могут это финансирование сократить: сокращение бюджетов, при котором, если возникает выбор, что финансировать: средства массовой информации или детские сады, учреждения здравоохранения или что-то более социальное, — конечно, выбор будет не в пользу СМИ. Второе, что касается пиара губернаторов. Когда говорят об этом, журналисты понимают, что речь идёт не столько о пиаре глав регионов, сколько о тех деньгах, которые тратятся на региональные СМИ», — сказал эксперт.

По словам Владимира Касютина, сейчас региональные СМИ, особенно газеты, сталкиваются и с проблемами распространения, связанными с повышением стоимости доставки, и проблемой интернета — он приучает аудиторию не платить за потребление информации. Падают тиражи, падает реклама… Но, по мнению эксперта, есть рецепты для журналистов и редакторов СМИ делать их издании более нужными аудитории, чтобы люди хотели их покупать. Во-первых, это улучшение полезного контента изданий. «Финансовые, экономические проблемы побуждают людей экономить, пытаться заработать, найти новые рецепты выживания, и журналист может предложить такую информацию, а она есть, наши люди привыкли к трудностям и могли бы поделиться опытом», — пояснил эксперт. Также, по его словам, «есть масса других интересных способов укрепить экономику редакций».

По словам эксперта, уже сейчас многие региональные редакции не просто выпускают газету и ТВ-программу, а оказывают услуги населению. «Вот если бы я думал об антикризисной программе, я бы не пытался сэкономить деньги на зарплатах, а пытался бы создать такие центры по предоставлению услуг. Что это может быть? Изготовление „сувенирки“, и это уже есть в российских регионах. В Костромской области, кстати, областная администрация взяла и помогла одной из редакций открыть такой цех. В Марий Эл в одной из районных редакций стали выпускать что-то типа глянцевого журнала, и он успешно продаётся», — привёл примеры Владимир Касютин.

По его мнению, Новгородская область — «очень сложный регион с точки зрения существования СМИ». «Рынок перенасыщен, особенно в областном центре, а финансовых возможностей, бизнеса, не так уж и много, и бюджет области достаточно скромный. Одно дело, когда один человек стоит во главе медиахолдинга и думает, как сэкономить. Совсем другое, когда в каждом районе инициативные люди думают о том, как выйти из трудностей, как остаться нужными аудитории и зарабатывать деньги», — сказал он.

Секретарь СЖР также считает важным повышение квалификации журналистов. По его словам, дизайн изданий и сайтов в последние годы стал лучше, а содержание — хуже. «Люди экономят на журналистике, из журналистики вымываются кадры, во многих регионах власти не думают об образовании работников СМИ. Там, где думают, — например, в Воронеже, где проводится невероятное количество очень разных семинаров, сразу же и подписка перестала падать, а там, где власти думают, что нечего учить журналистов и редакторов, ситуация стагнирующая», — отметил Владимир Касютин.