Эксперт: Латвийская логистика устоит, если найдет замену российским грузам
Москва, 6 января, 2015, 13:04 — ИА Регнум. Глава латвийской Ассоциации логистики Нормунд Круминьш не считает, что ситуация с транзитом является плачевной, но признаёт, что действовать нужно срочно и активно, сообщает портал Lsm.lv.
По его словам, потоки транзита через Латвию в связи с украинским кризисом упали, но произошло это и по другим причинам: Россия и ранее заявляла о намерении перенаправить грузы в свои порты, что успешно и осуществляет. Так что негативная для латышей тенденция сохранится также и в этом году, и в 2016-17 гг. «В логистике подобные изменения наметились раньше, но они были менее выражены, и спад прогнозируется не столь драматический. К сожалению, в 2015 ситуация к лучшему не слишком изменится, и нам серьезно нужно думать, какими грузами мы можем заместить те, которые мы потеряли, и что можем предпринять в будущем», — сказал Круминьш в эфире телеканала LTV7.
Об этой проблеме ассоциация, по его словам, говорила уже три-четыре года назад. «Если смотреть на ситуацию на железной дороге, то там все зависит от тоннажа: чем легче грузы, тем им невыгоднее. Что же касается логистики, тут иначе: вот приходит в порт контейнер, мы перегружаем груз на фуру и увозим в Россию — и только одно это уже дает латвийской экономике в три раза больший доход, чем работа с углем и нефтью. Не говоря уже о товарах с добавленной стоимостью — например, алкоголя россияне не будут пить меньше, я думаю. Вопрос заключается в том, сможем ли мы конкурировать с хабами, ранее уже созданными — Финляндией, вот Польша сейчас бурно развивается, там сейчас Maersk свой хаб открыл для работы с СНГ. Это наше домашнее задание: задуматься, как мы можем путем изменений таможенного и акцизного законодательства остаться привлекательными».
Специалисты «Латвийской железной дороги» подсчитали, что в случае сохранения и усугубления проблем с Россией предприятие потеряет порядка 45 миллионов тонн грузов в год. Хорошей заменой этой потере стало бы привлечение грузов из Китая, Казахстана и других государств. По словам Круминьша, в Латвии работа в данном направлении ведется не год и не два — она начата еще в 2005 году: «Это реально можно сделать, обеспечив такой поток — но тут возникает немало вопросов. Если мы привлекаем китайские грузы, идущие в Европу (о чем говорится, как о „новом Великом шелковом пути“) — это реально, и уже целая группа компаний в 2007-08 гг. провела и тестовые контейнеры из Китая, и целый состав был через Латвию проведен в Германию и Италию. Вопрос, как эту цепочку организовать и что погрузить на пути обратно. И тут мы видим, что, например, из Прибалтики давно ходит контейнерный поезд в Центральную Азию (он называется „Балтика-Транзит“). Единственный вариант тут — объединить потоки грузов, идущих из Китая в Европу, с „Балтика-Транзитом“ в ту сторону».
Напомним, ранее Круминьш заявил: «У нас все как-то привыкли думать, что наше географическое положение само по себе такое колоссальное преимущество, которое как магнит будет притягивать к себе все новых и новых грузоотправителей. Нет, не будет! Грузы надо искать, за них надо бороться, как это делают все заботящиеся о своем транзитном потенциале страны. За примером далеко ходить не надо: президент Литвы Даля Грибаускайте едет в Казахстан и возвращается оттуда с договоренностями о запуске контейнерного поезда. Эстония сумела оправиться от последствий „бронзового солдата“ и стала балтийским хабом для транзита автомобилей; сейчас она быстро развивает контейнерное направление. Литва строит логистический терминал. Россия развивает свою портовую инфраструктуру и все меньше зависит от соседей. А мы ждем… Хотя нынешняя война санкций — отличный повод собраться и создать те самые консолидированные предложения, от успеха которых, возможно, будет зависеть судьба латвийского транзитного коридора».