«В эти дни исполняется 25 лет краху социалистического лагеря. Многое тогда виделось людям исключительно в розовом свете, казалось, начнется всеобщая европейская интеграция, которая станет лекарством от всех недугов у всех стран», — заявил директор Института экономики РАН Руслан Гринберг в ходе круглого стола «Евразийский проект-2015 — воплощение ожиданий государств общего соседства?», состоявшегося в Москве 18 декабря, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

«Сейчас принято во всех проблемах, обрушившихся в те годы на Россию и остальные страны постсоветского пространства, обвинять перестройку, — сказал эксперт. — Это мнение видится мне довольно примитивным. Перестройка проходила с большим воодушевлением, и многие вопросы, поставленные тогда, были действительно давно назревшими. Хотелось большей связи, больших контактов с западным миром, сытости, гражданского общества, свободы. Казалось, что интеграция России и других бывших советских республик в европейское пространство все это обеспечит. Всем хотелось из разряда стран 2-го мира попасть в 1-й. Мог ли тогда кто-нибудь предсказать, что некоторые страны в результате краха советского мира не попадут не то что в первый мир, а станут скорее частью третьего мира? Человека, который тогда бы это сказал, тут же назвали бы ретроградом, сталинистом и наградили бы прочими нелестными эпитетами. К сожалению, европейская интеграция для стран СНГ оказалась совсем не тем, что от нее ожидали, да и состоялась она далеко не для всех».

«Из всех стран, переживших социалистический период, сейчас видимые успехи в экономике делают только Китай и Вьетнам, — констатировал Гринберг. — Россия, к сожалению, не может похвастаться особыми успехами. Около 50% населения у нас живут от зарплаты к зарплате, их никак нельзя отнести к среднему классу. Да и процесс интеграции на постсоветском пространстве сильно пробуксовывает. СНГ оказалось аморфной организацией и существует уже много лет скорее формально. И вот впервые за двадцать с лишним лет появились первые признаки интеграционного процесса, инициатором и организатором которого явилась Россия. Это создание Евразийского союза».

«Увы, в нём не будет Украины, и, видимо, еще очень долго, — заметил эксперт. — События последнего года показывают, каким тяжелым был этот процесс создания единого таможенного пространства, какие противоречия выявились в условиях экономического кризиса сегодня. Следует заметить, что Россия, создавая Евразийский союз, пошла на огромные уступки остальным участникам. Страны — члены союза обладают полной независимостью в своей внутренней политике. И Белоруссия, и Казахстан имеют право вето при принятии любых решений. Если учитывать, что экономический потенциал России составляет от 80 до 85% в общей доле, становится очевидным, как нелегко было российскому руководству на такое пойти».

«Когда создавался Европейский союз, организаторам было значительно проще, — сказал Гринберг. — Была огромная экономическая и политическая поддержка США, и страны-участники были примерно, условно, но равны по своему потенциалу. Это если, конечно, брать Евросоюз на ранней стадии существования, до принятия в его состав стран Южной и Центральной Европы. В случае с ЕАС Россия явный лидер. Ни размеры, ни мощь остальных участников не могут сравниться. Наши проблемы неизбежно становятся проблемами наших партнеров. Тем более ценно, что в эти нелегкие дни евразийская интеграция все-таки становится свершившимся фактом. ЕАС не стал пока, и хочется надеяться, что не станет копией СССР, это именно экономическая, а не политическая организация. А первая настоящая, а не только декларативная, интеграция на постсоветском пространстве свершилась».

Напоминаем, что 1 января 2015 года вступает в силу Договор об образовании Евразийского экономического союза. На декабрь 2014 года в союз входят Россия, Казахстан, Белоруссия и Армения. В Договоре указано, что союз создается в целях «укрепления экономик стран-участниц, модернизации и повышения конкурентоспособности стран на мировом рынке».