Виктор Галенко. Над границей беспилотник хмуро: о коптерах и Новороссии
Москва, 7 ноября, 2014, 00:53 — ИА Регнум. С момента выхода в газете «Завтра» статьи-интервью «Сильные небом» о беспилотниках в Новороссии прошло чуть более 2 месяцев. В условиях скоротечной современной войны — целая эпоха. И, устав отвечать на многочисленные вопросы, я решил ответить всем и сразу. В форме интервью с самим собой. Но, по сути, это ответы очень разных людей, «которые пожелали остаться неизвестными».
Итак, определимся в терминах. То, что называют БПЛА (беспилотный летательный аппарат), на самом деле ДПЛА (дистанционно пилотируемый летательный аппарат). Разница, конечно, невелика, но порой весьма существенна.
Из чего состоит БПЛА и чем он отличается от обычной авиамодели?
Да в общем-то ничем. Рама, моторы, регуляторы, автопилот («мозги»), пульт дистанционного управления и радиомодем для управления с компьютера. Добавьте сюда видеокамеру с передатчиком — и классический «дрон» готов. Собственно говоря, такую штуку можно купить в любом магазине, называется DJI PHANTOM, стоит от 700 долларов. А дальше — хотите, дачу свою рассматривайте, а хотите — заглядывайте в окна соседям и изучайте крыши (что очень профессионально любит делать российский ОМОН в поисках «негодяев»). Полетное задание вводится с компьютера или планшета, в точках можно нажимать спуск фотоаппарата или сбрасывать полезную нагрузку, например, цветы любимой девушки. Данный аппарат, несмотря на своё исключительно развлекательное предназначение, способен поднять, пронести пару-тройку километров и прицельно сбросить даже гранату Ф1 (индекс ГРАУ-57-Г-721). Свободно продается в магазине. Коптер, конечно. Не граната.
Но, сами понимаете, даже попытка обсуждения этого деяния легко укладывается в группу статей УК, начиная с 205-й и далее, и сулит любопытному уму от 8 до 15 лет, и с этого ответственность только начинается. Более крупные БПЛА, собранные из хоббийных китайских деталей, спокойно таскают нагрузку более 10 кг, что вполне немало. Обратимся к зарубежному опыту. В частности:
31 июля 2014 года заключённые тюрьмы строгого режима в Южной Каролине попытались использовать беспилотник, чтобы доставить на территорию исправительного учреждения посылку с наркотиками, мобильными телефонами и сигаретами. Однако груз с воли так и не дошёл до адресата. Летательный аппарат не справился с управлением и врезался в тюремный забор. В общем, «Гугл» и «Яндекс» в помощь всем, кто хочет дополнительных подробностей. Единственное, помните и чтите УК. И из дополнительных курьезов и законодательных дыр. Недавно знакомый запускал коптер в метро, под землей. Прямо на станции. На глазах удивленных стражей порядка. На попытку его задержать спокойно «отбрехался»: «Покажите мне место в любом нормативном документе, который запрещает полеты под землей». Обескураженные стражи порядка ушли несолоно хлебавши. Но довольно баек.
Что такое БПЛА с точки зрения военных?
Комплекс БПЛА предназначен для решения задач воздушной разведки одиночных и групповых движущихся и неподвижных наземных объектов противника и местности в дневное и ночное время, а именно: разведки и доразведки объектов противника с выдачей разведывательной видовой информации в масштабе времени, близком к реальному; разведки местности с целью оценки обстановки; радиоразведки высокочастотных средств связи; контроля результатов применения средств поражения; поиска пострадавших, потерпевших бедствие экипажей воздушных и морских судов; контроля маскировки своих войск; обслуживания стрельбы артиллерии; сопровождения колонн; охраны объектов.
БПЛА способен: обнаруживать и распознавать основные объекты действия до типа; осуществлять сброс полезной нагрузки в заданной точке; определять координаты обнаруженных объектов в масштабе времени, близком к реальному, с точностью (среднеквадратичное отклонение — СКО) не более 30 метров; передавать информацию от целевой нагрузки БПЛА на СУ БПЛА (систему управления БПЛА) в реальном масштабе времени; полет БПЛА и функционирование его бортового оборудования выполняются в автоматическом режиме по заранее разработанной программе с возможностью оперативного изменения полетного задания и режимов работы бортового оборудования и целевых нагрузок по командам с СУ БПЛА на всю глубину действия БПЛА.
* * *
Теперь обратимся к практике применения. Стандартный вопрос, «можно ли летать над Кремлем» или «кстати о птичках»? Ответ: нельзя. Ни в коем случае. ФСО и другие ведомства очень и очень против. И очень хотят применить к нарушителям 205-ю статью УК РФ. Одна проблема: поймать не могут. Поэтому видеороликами со всеми кремлевскими потрохами забит ютьюб и прочие видеохостинги. Читая статью об орнитологической службе Кремля, я не мог сдержать слез, цитирую: «Первой в России борьбу с городскими птицами начала Служба охраны Кремля — в 1979 году, когда в Александровский сад на ночевки принялась слетаться группа ворон численностью до трех тысяч особей. Они срезали с клумб тюльпаны, гадили на прохожих и научились скатываться с маковок кремлевских соборов на лапах, сдирая дорогостоящее сусальное золото… Справиться с голубями оказалось проще: еще в советское время выяснилось, что для этого достаточно перестать уничтожать бездомных кошек».
Увы, остановить разгул беспилотников над Кремлем по этому рецепту невозможно. Ибо бездомную российскую науку с 1991 года уничтожили вконец. В 2010 году в статье «Сколково или похоронный марш российской науке» эту тему я уже затрагивал.
На чем летают БПЛА?
«Товарищ старшина, а рация на батареях или аккумуляторах? Для тупых повторяю: рация — на бронепоезде…»
Все наши БПЛА по системе питания электрические. Топливные элементы импортного производства или собираются из ячеек топливных элементов. В настоящий момент замена на элементы отечественного производства невозможна, так как «общедоступные» российские аналоги намного тяжелее и обладают низкой энергоэффективностью. Тем не менее от коллег из профильных НИИ известно о наличии экспериментальных российских топливных элементов с энергоэффективностью в 4 раза выше импортных, но их использование на данных аппаратах невозможно в части несоответствия требований к противодействию ИТР (иностранной технической разведке). На них аппараты способны показать рекордные результаты, близкие к «самолетным», т. е. ходить на радиус более 50 километров с общим пробегом 100 километров и более. И, чтобы 2 раза не отвечать на вопросы, скажу. Нет, на двигателях внутреннего сгорания коптеры не летают, хотя возможен «привязной полет» с проводами с питанием от наземного генератора. Например, для использования в качестве ретранслятора. Там применяется «тесловский принцип», питание через преобразователь в несколько тысяч вольт, и обратное преобразование на борту в 24 вольта. Схема весьма высокотехнологична и в «бытовых условиях» повторяемая не в лоб и не быстро. Не спрашивайте как, не скажу.
Чем БПЛА думает?
Наши аппараты снабжены экспериментальным универсальным автопилотом и инерциальной системой собственной разработки и изготовления. Программное обеспечение АП также оригинальное. В целях значительного удешевления и обеспечения массовости допускается использование АП иностранного производства с российским ПО, после доработки аппаратной части стандартных импортных АП. Возможно производство АП на отечественных заводах, но с использованием иностранных процессоров, гироскопов, акселерометров.
Как это работает? Возможности работы автопилота при программировании задания с компьютера: оригинальные алгоритмы управления комбинируют данные от инерциальной системы навигации с трехосевыми гироскопами и акселерометрами, GPS, магнитометра и барометра для контроля и управления. Составление полетного плана проводится на карте, что позволяет видеть в реальности, где и как будет выполняться полет. При составлении плана для каждой точки задается высота полета, горизонтальная скорость, вертикальная скорость, ориентирование носа относительно сторон света, и возможны три вида прохождения точки: с остановкой и ожиданием в точке, с сохранением высоты и удержанием в этой точке; проход точки без снижения горизонтальной скорости со сглаживанием угла поворота; проход точки со снижением горизонтальной скорости со сглаживанием угла поворота с максимально точным удержанием траектории полета.
В программе существуют несколько типов шаблонов полетного плана: полет по треугольнику, прямоугольнику, кругу, а также сканирующий полет. При выполнении полетного задания существует возможность управлять устройствами на борту, сбросом полезной нагрузки, включением освещения или, например, спуском фотоаппарата, при этом программа сама составляет полетный план в зависимости от фокусного расстояния объектива и размеров матрицы. Возможен свободный полет с указанием желаемой точки, высоты и горизонтальной скорости.
Легко ли сбить коптер средствами ПВО или РЭБ?
Нет! Очень нелегко. Сначала его надо как минимум заметить или засечь старт аппарата по излучению пульта ДУ силами установок РЭБ (радиоэлектронной борьбы). Ну а в полете, уже начиная с высоты 100 метров, аппарат практически незаметен. А при его «бесшумности» и неслышен. Да, кстати, вы давно смотрели в небо?
Проблема начинается в другом, в «мозгах», т. е. в системе управления аппаратом, его способности автономно выполнять поставленную задачу, в возможности работать в условиях постановки помех. Потеря связи с источником управления или спутниковыми сигналами позиционирования заставляет аппарат перейти в полностью автономный полет, используя лишь свой ИИ (искусственный интеллект) и скудные данные бортовой системы навигации, крайне недостоверные в условиях РЭБ-противодействия.
По статистике, при возникновении в полете хотя бы одной ситуации из вышеперечисленных примитивные любительские китайские автопилоты «сходят с ума», аппараты «улетают обратно в Китай» и, как следствие, «превращаются в дрова» — говоря на жаргоне современных коптеристов. Т. е. такие ситуации заканчиваются гибелью аппарата с дорогостоящим электронным оборудование и невыполнением задания. Кроме того, в программах есть масса «закладок», заданных производителем, которые не позволяют осуществлять полеты в запретных зонах, например в районе аэропортов, что в ряде случаев делает их практическое использование невозможным.
Нашими партнерами разработан полностью российский (за исключением элементной базы) автопилот с инерциальной системой навигации и системами GPS/ГЛОНАСС с высокой стабильностью работы. В частности, все программное обеспечение содержится в оригинальных кодах (бортовая часть ПО и данные зашифрованы). В частности, в качестве «подосновы» полетного задания использовать любые карты в диапазоне от карт «Гугл» или «Яндекс» и заканчивая так называемыми топографическими картами Генштаба СССР. При необходимости возможно точное наложение и совмещение спутниковых или аэрофотоснимков с планом полета для увеличения степени точности и достоверности полетного задания.
Также автопилот способен при необходимости работать в режиме «одной кнопки», т. е. без внешнего программирования, а путем выбора соответствующего режима (из стандартных) и программы внутри него. В этом случае развертывание и старт БПЛА возможны из любой точки поверхности без предварительного программирования, ограничены по времени лишь «холодным стартом» системы навигации и самокалибровкой систем датчиков, акселерометров и гироскопов и занимают не более 5 минут с момента подачи питания на бортовой вычислительный комплекс автопилота и систем навигации.
В режиме «автовзлет/автопосадка» пока возможны режимы: Город, Равнина и холмы, Горы, Море и берег. Т.е. при автоматическом взлете аппарат выполняет одну из заранее записанных траекторий с набором необходимых действий в каждой точке и на маршруте (фотографирование/видеосъемка), сброс полезной нагрузки, переход в режим ретрансляции сигнала или передачи видео с борта.
Управление одной кнопкой
При этом от оператора требуется лишь включить питание аппарата и выбрать одну из стандартных программ с помощью одной кнопки, ориентируясь по показаниям информационных светодиодов. Т.е. требование к квалификации оператора в этом случае являются практически «нулевыми», так как аппарат самостоятельно осуществит взлет, выполнит полетное задание и автоматическую посадку в месте взлета. При этом выполнение задания возможно в режиме «робот», т.е. полного радиомолчания. Расширенный режим «одной кнопки» подразумевает загрузку полетного задания с помощью «флешки», что в свою очередь также не требует от оператора летной квалификации или навыков управления и включения радиоизлучательных приборов наподобие пультов дистанционного управления, компьютеров, планшетов, систем WiFi или Bluetooth. Возможно прямое программирование автопилота через шнур USB или дистанционное через радиомодемы или системы бортовой телеметрии с обратной связью.
А что там у соседей? Новороссия
И тут мы плавно подходим к теме Новороссии. Дело в том, что наши украинские коллеги весьма и весьма продвинулись в этой тематике и активно подглядывают за действием ополчения Донбасса и Луганска. Ну а поскольку все учились в одной школе, воевали в одном Афганистане, а некоторые и в Чечне с Грузией, правда, за разные команды, то боевой опыт у всех примерно одинаков. Поэтому безумно интересно наблюдать за некими претензиями коллег на высокотехнологичность. Помните популярный мультфильм «Простоквашино»? «У вас, что, денег нет? Деньги у нас есть, у нас мозгов не хватает». Да, их не хватает, но причина тут скорее психологическая, чем экономическая. Ментальная. Спросил тут надысь у коллеги, который по ту сторону баррикад: «И не стыдно вам своим родным украинским военным впаривать такой трэш, да ещё за такие астрономические деньги?» Получил честный ответ: «Понимаешь, Витя, Крым мы потеряли, войну уже проиграли, а кушать на что-то надо. Когда война кончится». Вот и летают в небе Новороссии уродцы, переделанные из авиамоделек с привязанными скотчем мобильными телефонами, и снимают, снимают, снимают. А потом на это место прилетают снаряды и мины. Кстати, пожалуй, это один из немногих случаев, когда количество переходит в качество, именно благодаря случайно найденным целям. Всё-таки порой и дорогой танк удаётся вывести из строя копеечным «коктейлем Молотова».
Мало того, степень подлога поставок для украинских военных достигает поразительных высот, а именно купленный в Китае за сто долларов «плюшевый» автопилот («мозги») «прошивается» свободной прошивкой и продается украинским военным как удивительное и сакральное оборудование «цены немалой». Ну разве заставка в программе меняется. Например OPENPILOT на CIBERNETICO. Поэтому эти чудо-аппараты и сыплются на головы ополченцам в виде «дровишек», даже и сбивать не надо. Ну ополченцы — ребята не гордые, от бесплатных запчастей не отказываются, да и в памяти притороченных к самоделкам телефонов порой находится полезная информация.
При чем тут Русское воздухоплавательное общество?
Наша организация — Русское воздухоплавательное общество — имеет давнюю историю. С 1880 года. А восстановили деятельность мы в 1997 году. И до сего момента занимались в основном установлением национальных и мировых рекордов во всех видах авиации и воздухоплавания. Авиация, воздухоплавание, дирижабли. Организация общественная. На ее счету десятки мировых и российских рекордов.
Новороссия и Крым стали неким рубежом, который пробудил общество от сна, из полупассивного состояния мы перешли к активным действиям. Невозможно оставаться равнодушным, надо чётко определить свою позицию. Мы не могли смотреть, как «хунта» безжалостно и бессмысленно уничтожает мирных людей, поэтому предложили свою помощь в формировании беспилотной авиации Новороссии. Многие друзья и знакомые на Украине, да и в России нас, мягко говоря, не поняли. Порвали с нами отношения. Ну, что же делать, «теряют больше иногда» (с).
А мы с самого начала решили, что не будем скрывать свою позицию. Мы — общественная организация, мы не государство, можем себе позволить. Поэтому, наверное, мы единственные, кто прямо, не скрываясь, собирает на это деньги. Ведём дневники наших успехов и неудач, собираем уникальный опыт применения бюджетных БПЛА, который может пригодиться и гражданским заказчикам, и Российской армии.
Пока «наша» 1-я ОАЭ БПЛА «Гренада» воюет за мирное небо, и пока это так, увы, мировые рекорды и изобретения отошли на второй план. Добьём фашистов, тогда и прочие наши амбициозные проекты реализуем. Не всё нам низенько над землёй порхать — стратосфера, а, возможно, и космос ждут прихода русских героев.
Виктор Галенко — вице-президент Русского воздухоплавательного общества (Москва), специально для ИА REGNUM
- Уехавшая после начала СВО экс-невеста Ефремова продолжает зарабатывать в России
- Фигурант аферы с квартирой Долиной оказался участником казанской ОПГ
- В России стартует марафон по отказу от курения
- Астрономы зафиксировали в космосе мощные ударные звуковые волны
- Путину доложили о высокоточности ракетного комплекса «Орешник»