Экстремистами в Татарстане объявляют «для равновесия»: мнения
Татарстан, 31 октября, 2014, 17:32 — ИА Регнум. «Дело о русских нацистах», которое сейчас рассматривается в Казани, вызвало много вопросов у местных наблюдателей. Как следует из опросов экспертов ИА REGNUM, в первую очередь вопросы возникают к сотрудникам регионального Центра по противодействию экстремизму МВД по Татарстану.
Напомним, что расследование упомянутого дела проводится по факту массовой драки, которая произошла 30 декабря 2013 года между казанцами и приезжими с Кавказа в центре столицы Татарстана. Как сообщает газета «Вечерняя Казань», группа кавказцев в количестве 15-17 человек стала невежливо вести себя по отношению к девушке, за которую заступился ее знакомый Сергей Баранов. Он сделал замечание гостям. В результате началась драка, в ходе которой численно превосходившие казанцев приезжие начали их бить и преследовать. Как ни странно, виновными во всем признали казанцев, а в ходе расследования Центр по противодействию экстремизму МВД по Татарстану объявил их членами экстремистского сообщества «Kazan Nazi Crew» («Банда казанских нацистов»).
По поданному заявлению девушки дело о побоях завели только в марте, а уже в мае его приостановили «в связи с невыявлением лица, совершившего преступления». Арестованные казанцы продолжают сейчас находиться в СИЗО.
На фоне этих событий в соцсетях стали раздаваться новые обвинения в адрес Центра «Э». Главный упрек — в обнаружении «русского фашизма» там, где его нет. Поддерживают эти обвинения и публичные персоны, а также представители экспертного сообщества.
«Кто довел до смерти председателя Общества русской культуры Татарстана, доктора наук, профессора Александра Салагаева (был незадолго до смерти обвинен в экстремизме, поскольку выступил против нелегальной миграции — прим. ИА REGNUM)? Кто вписывал серьезного и известного в социологии ученого в список экстремистов для ограничения его юридических прав? Кто для „симметрии“ осуждает реальных экстремистов и тех, кто на дух не переносит никаких этнических привилегий? Малограмотные, плохо учившиеся и ничему не научившиеся сотрудники ЦПЭ МВД по РТ», — уверен заведующий кафедрой социологии, политологии и менеджмента КНИТУ-КАИ, профессор, доктор политических наук Владимир Беляев.
По его мнению, «такие, как они, будут ставить знак равенства между нацистскими карателями на Украине и антифашистами-повстанцами ДНР и ЛНР, между гитлеровцами и Красной армией». Ученый считает, что «этот Центр надо ликвидировать или полностью переформатировать, включив в его руководство серьезных людей, понимающих то, чем они занимаются». «Я давно наблюдаю за этим Центром и просто поражаюсь некомпетентностью и предвзятостью этих людей, граничащей с фактическим пособничеством реальным экстремистам: если они приравнивают самозащиту к экстремизму, то им не место в системе охраны прав людей», — делает вывод профессор.
«Нельзя отрицать влияние местной этнократии на работу федеральных органов власти в Татарстане, отсюда и подстраивание под ее запросы — найти „русский фашизм“ во что бы то ни стало», — полагает нынешний председатель Общества русской культуры Татарстана Михаил Щеглов, намекая на то, что местные силовики выполняют указания Казанского кремля. Он считает, что существует определенная симметрия в борьбе с экстремизмом: «Логика приблизительно такова: если в Татарстане ловят и сажают членов „Хизб-ут-Тахрир“ и ваххабитов, то должны быть „для равновесия“ русские экстремисты, чтобы было выравнивание наказания по национальному составу. Отсюда и стремление найти экстремизм там, где его нет», — считает Щеглов. Он также напомнил в качестве примера дела в отношении профессора Александра Салагаева и в отношении студентки Анастасии Коноваловой, задержанной за ношение пакета, на котором был изображен славянский Коловрат.
«Что скрывать, это правда — местные силовики, к сожалению, часто работают на местную этнократию: активисты-общественники, которые ей мешают, объявляются экстремистами, — поделился своим мнением эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов. — Это можно было наблюдать в работе прокуратуры Татарстана, которая за то, что я говорил о наличии религиозных террористов в республике, вынесла мне по указанию из Казанского кремля предостережение о недопустимости экстремистской деятельности в сентябре 2013 года. После чего спустя два месяца сама же прокуратура массовое сожжение православных церквей признала терактом».
«Недавно меня вызывали на допрос в ЦПЭ: им поступило указание расследовать дело в отношении 76-летнего лидера кряшенского национального движения Татарстана, кандидата исторических наук Аркадия Фокина, которого опять-таки по указанию из Казанского кремля объявляют экстремистом. Делают это только за то, что в своих интервью он отстаивал право своего кряшенского народа быть отдельным этносом. Последнее очень не нравится местной этнократии. Но силовики послушно выполняют заказ. И после этого можно поверить в объективность и независимость местных силовиков?» — спрашивает Сулейманов.
«Хуже всего, что в делах об экстремизме в отношении ученых активно участвуют их коллеги, такие же ученые из Экспертного совета по общественно-политическим и этноконфессиональным вопросам при Казанском федеральном университете и из Казанского межрегионального центра экспертиз, которые сочиняют откровенно заказные экспертизы, а по ним людей объявляют экстремистами», — констатирует ученый.