Законопроект о Едином государственном реестре недвижимости Государственная дума РФ приняла в первом чтении, передает корреспондент ИА REGNUM 22 октября. Законопроект предполагает введение единой учетно-регистрационной процедуры в отношении объектов недвижимости, а также ведение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) исключительно в электронной форме — за исключением государственного учета и государственной регистрации прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, участки недр.

В ЕГРН появляются данные о законных сделках без заявления правообладателя или правоприобретателя на основании сведений, поступающих в порядке информационного взаимодействия от иных органов и нотариусов.

Законопроект дает возможность работать с органами регистрации в экстерриториальном режиме, отметил замглавы Минэкономразвития Павел Королев.

Предусмотрена ответственность за действия (бездействие) органов и лиц при государственной регистрации прав, в том числе ответственность органа по регистрации прав, государственных регистраторов прав, нотариусов, приведшие к возникновению убытков у граждан и юридических лиц. Уточняются виды и пределы гражданско-правовой ответственности органа по государственной регистрации прав.

Кроме того, сокращены сроки государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В ходе обсуждения депутаты Госдумы обратили внимание на то, что законопроектом предусмотрен небольшой размер компенсации за утрату жилья — 1 млн рублей. «По суду компенсация будет, естественно, полностью в соответствии с рыночной оценкой, а эта компенсация носит социальный характер от государства, когда, скажем, меры иного истребования компенсации исчерпаны», — ответил на вопрос Королев.

В «Справедливой России» видят ряд опасных моментов в законопроекте. Прежде всего, снижение гарантий имущественных прав супругов, отметила депутат Елена Мизулина. «Сегодня действует норма, согласно которой при отчуждении находящегося в общей собственности супругов имущества, при регистрации прав такой сделки в органах регистрации обязательно предоставляется нотариально удостоверенное согласие другого супруга. Законопроектом предлагается альтернатива. Оба супруга просто могут прийти к регистратору, тот заверит подпись одного из супругов, и, пожалуйста, сделка, связанная с отчуждением общего имущества супругов, уже признается. В чем опасность такого рода альтернативы? Если нотариус несет ответственность своим имуществом, существуют страховые фонды нотариальной палаты, самого лично нотариуса», — указала парламентарий. «То есть, если нотариус ошибся, у вас есть шанс возместить причиненный вам ущерб. Регистратор не несёт никакой ответственности, кроме дисциплинарной», — отметила Мизулина. «При такой формулировке нормы очень серьезное поражение в правах супругов, ну уж про детей я не говорю, они по этому закону рассматриваются вообще как третьи лица», — возмущена парламентарий.