О принудительном обучении татарскому языку и введении халяльного питания в детских садах Татарстана уже неоднократно писали СМИ и давали комментарии эксперты. Тем не менее проблема не решается, а руководство республики продолжает делать вид, что ее не существует. Напомним, 28 августа в редакцию ИА REGNUM обратилась мать двоих детей из Казани Екатерина Беляева, которая сообщила о своих приключениях в системе татарстанского дошкольного образования. О новых ухищрениях этнократии в борьбе за «национальное образование» Екатерина рассказала в небольшом интервью.

ИА REGNUM: Удалось ли решить вопрос с детским садом?

Да, после публикации статьи на сайте ИА REGNUM и перед публикацией в газете «Вечерняя Казань» мне позвонили из Управления образования Казани и попытались «объяснить» особенности этого детского сада. После этого я поняла, что вопрос с навязанным халяль-питанием (в соответствии с шариатом) принципиально уже решён и администрации его надо будет лишь формально закрепить, собрав «заявления о согласии на халяль» с родителей. А русскоязычные дети в этом детсаду не смогут находиться в русскоязычной среде. Значит, надо было срочно менять детский сад. Однако начальник отдела дошкольного образования сказала мне, что это не так просто, как кажется.

ИА REGNUM: Значит, вашей дочери придётся ходить в тот детский сад, куда её зачислили?

Нет. Спустя несколько дней мы вместе с мужем поехали в районный отдел образования и, несмотря на то, что там был неприёмный день, категорически отказались уходить, пока наш вопрос не будет решён. Специалист отдела в этот момент консультировалась с сотрудником отдела начального образования Управления образования Казани по телефону. В итоге мы поехали туда, хотя там нам тоже сказали, что неприёмный день. Там к разговору присоединился юрист отдела образования. И из разговора стало ясно, что разговаривать не о чем, поскольку детского сада нет, юридически, как учреждения, его не существует!

ИА REGNUM: А куда же направили вашу дочь?

Вероятно, этот вопрос стоит задать тем, кто направляет детей в детские сады, которых ещё нет. А смысл этой коллизии в том, чтобы управление могло отчитаться, что почти все нуждающиеся в местах в детские сады дети устроены.

ИА REGNUM: Кто и от чьего имени тогда беседовал с вами в детском саду?

На этот вопрос мне не смогли ответить в Управлении образования. Но спросили, устроит ли нас перевод в детский сад на улице Роторная. Мы согласились, при условии, что он будет «русским». Нам перезвонили через день после нашего визита. Сказали, что если мы не передумали, то нужно срочно приехать и написать заявление на перевод. Причиной перевода мы указали отсутствие возможности создания полноценной русскоязычной среды для ребёнка.

ИА REGNUM: Как быстро после этого вас зачислили?

В тот же день нас восстановили в очереди, и мы записались в новый детский сад. На той же неделе я позвонила уточнить, будет ли распределение. Спустя пару часов после этого заявление уже рассматривалось Управлением образования, и вечером того же дня ребёнок был направлен в новый детский сад.

ИА REGNUM: Вы сообщили, что открыли тему халяль-питания в детских садах для обсуждения в интернете. Сколько человек откликнулись?

Да, 30 августа на популярном среди казанских родителей сайте supermamki.ru создала тему с опросом «Как Вы относитесь к халяль-питанию для всех детей?». Из развернувшейся дискуссии стало понятно, что вопрос принудительной халялизации детсадов беспокоит многих. Я также поняла, что есть родители, которые считают, что раз их дети питаются по шариату, то все остальные дети вокруг не просто могут, а обязаны соблюдать эти нормы. Крайне агрессивная позиция! При любой попытке понять эту позицию сторонники свободного выбора питания наталкивались на шквал негатива, хамства, грубости, оскорблений. Меня даже обвинили в том, что своим обсуждением я разжигаю межнациональную рознь.

ИА REGNUM: Вы с этим не согласны?

Я не уверена, что объяснения сотрудников Управления образования, касающиеся качества питания по СанПиН («Санитарные нормы и правила»), и ссылки на законодательство РФ с просьбой аргументировать столь жёсткую позицию — это разжигание межнациональной розни. Да и речь ведь идёт не о межнациональных отношениях, а о желании некоторых мусульманских родителей навязать всем свои представления о том, что и как есть остальным детям не из мусульманских семей, свои представления о нормах и морали. Но получается, что это поддерживается государственными и муниципальными органами в Татарстане.

ИА REGNUM: В чем выражалась «негативная реакция»?

Цитировать многие высказывания сейчас не буду, одно запомнилось как наиболее «конструктивное»: «Оставьте нам наши садики с углубленным изучением татарского языка, культурным компонентом и халяль-питанием в исторически мусульманской республике. Неужели это не стоит мира?!» Фактически, была озвучена альтернатива: или всем халяль и шариат в «мусульманской республике», или… даже боюсь представить, что стоит за этим «или».

Вскоре тема была удалена из общего доступа. Администратор сайта ответил мне: «Тема закрыта, как направленная на обоснование заведомой дискриминации групп населения». Т.е. даже обсуждать и дать возможность высказаться тем родителям, которые хотят выбора между питанием их детей по шариату или без него, было запрещено. Но до закрытия темы был опрос родителей об их отношении к халялизации.

ИА REGNUM: Каковы результаты?

Опрос, понятное дело, не репрезентативный, но все же это определенный срез настроений, тем более что на сайт очень часто заходят казанские родители, там живая дискуссия. Результаты опроса по поводу обязательной халялизации детсадов были такими: «Мы мусульмане и для нас это важно, поэтому это правильно» (15%), «Мы не мусульманской веры, но нам всё равно» (18%), «Мы не мусульманской веры и хотим, чтобы был выбор» (48%), «Постою рядом, посмотрю» (8%).

ИА REGNUM: Как быть родителям из числа тех 48%, кто «не мусульманской веры и хочет, чтобы был выбор»?

Конкретно в моем случае чиновники действовали по принципу: «Ладно, так и быть, ей пойдем навстречу, чтобы не шумела». Но ведь ситуация не изменилась в корне, навязываемая халялизация сохранилась как тренд в дошкольном и школьном образовании.

Любая попытка требовать права выбора в Татарстане для русских (и не только русских) детей в их обучении и воспитании натыкается не просто на непонимание некоторых мусульманских родителей, а на словесную агрессию с их стороны. В ультимативной форме они требуют соблюдения шариатских норм в питании и воспитании для всех. Не хочется проводить исторические аналогии, но они сами напрашиваются. В Османской империи детей, взятых по специальной разнарядке из христианских семей, воспитывали в новой системе ценностей, превращая в янычар. Это что же получается: в Татарстане русских детей хотят воспитать янычарами?