Волонтёрская работа в больницах должна вестись в правовом поле. К такому выводу пришли участники круглого стола «Возможности добровольческой деятельности в медицинских учреждениях Ленинградской области», который организовала комиссия по социальной политике и делам ветеранов Общественной палаты региона. Об этом сегодня, 5 сентября, сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе палаты.

Участники дискуссии отметили, что, несмотря на накопленный положительный опыт сотрудничества между волонтёрскими организациями и медицинскими учреждениями, существует огромный пласт правовых противоречий, которые мешают дальнейшему развитию этих отношений.

В частности, заместитель председателя комитета по здравоохранению Ленинградской области Павел Рязанов в своем выступлении о потребности медицинских учреждений региона в добровольческой деятельности граждан, отметил три важных момента.

Первый связан с необходимостью доверять волонтёру сведения, составляющие врачебную тайну, допускать к деятельности, тесно связанной с жизнью и здоровьем пациентов.

"Волонтёр — сотрудник медицинского учреждения, а значит, по закону, не может быть допущен к пациенту, поскольку не несет никакой ответственности, — пояснил Павел Рязанов. — Это с одной стороны. С другой — очень высока потребность в добровольцах на отделениях сестринского ухода, где всегда не хватает людей.

По мнению чиновника, такое противоречие может быть разрешено применением системы соглашений и регламентов между участниками процесса: добровольческой организацией, медицинским учреждением и пациентами.

С этой точкой зрения согласилась председатель правления благотворительного фонда «Место под солнцем» Ирина Дрозденко. Эта организация реализует программу, направленную на уход за детьми, находящимися в государственных медицинских учреждениях на лечении и реабилитации. Непосредственной целью программы является повышение эффективности стационарной медицинской помощи детям-сиротам и детям-инвалидам, находящимся на стационарном лечении путём организации для них индивидуальных медицинских постов. В проект привлекаются профессионально обученные сиделки на постоянной договорной основе, которые обеспечивают грамотный присмотр за ребёнком.

«Сопровождение ребёнка в больнице — ответственная работа, требующая определенных навыков, личной ответственности и дисциплины. К сожалению, искренние порывы людей о помощи не всегда оправдывают те риски и последствия, которые возникают, в результате такой заботы, — рассказывает Ирина Дрозденко. — Ранее фонд с готовностью принимал помощь волонтёров на площадках своей деятельности, но после двух неприятных ситуаций, которые нанесли вред здоровью ребёнка, мы всерьез задумались о подходе к работе на стационаре и о наших взаимоотношениях. В итоге мы перешли на договорные отношения с сиделками, и это резко повысило качество оказываемых услуг и позволило сделать более эффективным процесс реабилитации».

Квалификация волонтёров — второй аспект, на который обратили внимание участники круглого стола. «Надо понимать, что далеко не у каждого волонтёра есть медицинское образование, — считает главврач детской областной клинической больницы Евгений Паршин. — Как правило, волонтеры — это молодые люди, которые хотят получить определенный опыт перед поступлением в медицинский вуз или студенты первых курсов, которые проходят санитарную практику, поэтому круг их возможных обязанностей ограничен».

Но при этом Евгений Паршин отметил, что работу с волонтёрами все-таки стоит строить, исходя из потребностей медицинского персонала каждого конкретного медицинского учреждения, где добровольцы пройдут соответствующий тренинг.

Также все участники сошлись во мнении и в отношении третьего аспекта: необходимости координационной составляющей. Иными словами, должен быть единый центр, куда стекается вся информация о нуждах медучреждения в волонтёрах и должна быть база их данных, чтобы знать, какие есть ресурсы. Однако регламентация волонтёрской деятельности, которая необходима — и по мнению чиновников, и по мнению руководителей волонтёрских организаций, — крайне затруднена в отсутствие нормативных актов на федеральном уровне.

По итогам круглого стола было решено рекомендовать профильным комитетам правительства Ленинградской области совместно с заинтересованными структурами разработать пакет примерных типовых документов, закрепляющих границы правомочий и меры ответственности как отдельно взятого добровольца, так и волонтёрской организации, члены которой допущены в медицинское учреждение.

Напомним, в России до сих пор не принят закон о волонтёрстве. Более того, в российском законодательстве отсутствует понятие «волонтёр». В соответствии со ст.5 Федерального закона от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» лицо, её осуществляющее, определяется как «доброволец». Согласно закону, добровольцы — граждане, занимающиеся благотворительной деятельностью, которые безвозмездно трудятся в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации.