Премьер-министр Армении Овик Абрамян считает, что первые 100 дней его пребывания в кресле главы правительства прошли успешно, и поставленная им цель сократить масштабы теневой экономики реализуется. "С 1 по 10 июня количество счет-фактур увеличилось на 105 тысяч, что очень важно. Это достижение. Я уверен, что ответственные госорганы нормально работают и будут последовательны в этом вопросе. Я сам буду последователен, и мы будем продолжать этот процесс", - заявил он на встрече с прессой 22 июля.

Главе правительства Овику Абрамяну досталось незавидное наследство от его предшественника Тиграна Саркисяна. Экономика страны в состоянии стагнации, потенциал ее развития не велик, она сильно зависит от внешних частных трансфертов. Обусловленные плачевной социально-экономической ситуацией высокие темпы миграции сохраняются, треть населения живет за чертой бедности, прямые инвестиции в экономику сокращаются, а размеры внешнего долга страны вызывают беспокойство. В связи с этим возникает вопрос: какие реформы или меры предприняла команда Овика Абрамяна для закладывания фундамента и очерчивания дальнейших путей решения назревших экономических проблем, часть которых достаточно сильно переплетена с политической сферой.

С тех пор, как Абрамян возглавил армянского правительство, он шаг за шагом отменял введённые при своем предшественнике реформы в фискальной сфере с целью "уменьшения финансовой нагрузки для предпринимателей". Речь идет об отмене проведения обязательного аудита в крупных компаниях (активы которых составляют свыше 1 млрд драмов), так называемого "налога на роскошь" и снижении налога с оборота для малого и среднего бизнеса с 3,5% до 1% в целях увеличения объемов оборота документов в экономике для повышения открытости бизнеса. Иными словами, для сокращения тени и повышения объёмов налогообложения. Помимо этого, премьер-министр провел встречу также с представителями крупного бизнеса. По итогам встречи правительство дало им время до 1 июля на то, чтобы выйти из тени и начать работать в условиях равноправной конкуренции. В противном случае исполнительная власть обещала вмешаться, применяя собственные рычаги.

По мнению экономиста Сергея Галстяна, с самого начала премьерства Абрамян "задал хороший тон" и вызвал повышенные ожидания, которые сохраняются до сих пор. "Однако осуществленные его командой реформы носят скорее косметический характер. Там нет радикальных шагов по исправлению экономической ситуации, а повышенные ожидания сохраняются. Мы пока не видим ощутимых результатов деятельности или проведенных правительством реформ. Проблемы сохраняются, хотя 100 дней - не большой срок для ощущения изменений к лучшему. Требуется время, ресурсы и воля", - подчеркнул в беседе с корреспондентом ИА REGNUM Галстян, добавив, что сам лично не видит того, что "выходцев из тени" стало больше, и крупные бизнесмены стали работать транспарентно и в условиях равноправной конкуренции.

По его словам, инициативы и заявления Абрамяна можно оценить положительно, но весь вопрос в том, сможет ли он, например, привести крупный бизнес в налоговое поле и добиться разделения бизнеса от политики. "Реальных сдвигов в этом направлении пока нет. Если бы ему удалось даже частично реализовать поставленную задачу существенного сокращения тени в экономике, мы бы это почувствовали в плане повышения цен на рынке. Сокращение теневой экономики всегда приводит к определенному росту цен. Есть сомнения, что у Абрамяна получится реализовать указанные задачи", - сказал он, отметив, что положительный сдвиг в сложившейся сложной социально-экономической ситуации произойдёт лишь при осуществлении резких и расчетливых действий.

Что касается общественно-политической сферы, то с приходом Овика Абрамяна эксперты замечают резкое снижение гражданской активности. Абрамян - один из немногих влиятельных персон в республике, назначение которого на пост главы правительства может позволить удержать внутриполитический баланс. Как отмечают специалисты, хотя в составе правительства и произошли существенные изменения, однако личности министров, история их пребывания на госдолжностях или отсутствие такого бэкграунда у некоторых свидетельствуют о том, что во главу угла ставится не развитие системы, а ее управляемость и стабильность. Этой цели в Армении (особенно при шаткой внешнеполитической ситуации), где уровень развития политической культуры и партийно-политической системы в целом оставляет желать лучшего, можно достичь путем обуздания гражданской протестной волны и сохранения тесных контактов с олигархией. В условиях, когда поставленные задачи выглядят именно так, излишне говорить о продвижении процесса разделения бизнеса от политики, тем более, что и сам Овик Абрамян является "политиком от собственного большого бизнеса".

Замдиректора Института Кавказа, политолог Сергей Минасян наблюдает резкое снижение гражданской активности после назначения Овика Абрамяна на пост премьер-министра. "Это резкое снижение гражданской активности, гражданских движений, которые выступали и выдвигали какие-то требования к предыдущему премьер-министру Тиграну Саркисяну. После него все они почему-то исчезли из медийного или визуального поля. Я не могу сказать, связано ли это в реальности с тем, что они выступали против Тиграна Саркисяна и никоим образом не связаны с личностью любого другого премьера, или связано это с летним пассивным политическим сезоном, и осенью процессы возобновятся, или с каким-нибудь другим фактором. Но то, что назначение Овика Абрамяна было более или менее приемлемым вариантом для многих кругов политической арены (в том числе среди парламентской оппозиции), и что самое важное - для крупных экономических акторов, подтверждает то мнение, что выбор Абрамяна был сделан не для развития, а для сохранения стабильности, даже если речь идет лишь о внутриполитической стабильности", - заявил в беседе с корреспондентом ИА REGNUM Минасян.

Эксперт также сомневается в том, что Абрамяну удастся добиться выхода из тени крупного бизнеса. "Я не очень уверен, что ему это удастся сделать. Выход из тени крупных экономических акторов в той ситуации, когда прямо или косвенно сам Абрамян также является крупным экономическим игроком, в армянской реальности сложно представить. Он, конечно же, будет об этом говорить. Это естественно. А кто на этом посту не говорит о необходимости увеличения налогообложения?", - сказал он, отметив, что активность Овика Абрамяна на внешнеполитическом фронте, особенно в вопросах евразийской интеграции Армении также естественна, и из этого пока нельзя делать вывод, что растут его президентские амбиции.

"(Президентские) амбиции у него могли бы вырасти вне зависимости от того, говорил ли он о внешней или внутренней политике. То, что Абрамян должен быть более видимым в том, что связано с евразийской интеграцией, процессом вступления Армении в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), вполне естественно, поскольку хотя бы формально евразийская интеграция - экономический процесс. В связи с этим предполагается, что премьер-министр должен быть более видимым", - полагает Минасян.

В заключение лишь можно добавить, что задачи Абрамяна в экономической области в плане обеспечения роста и улучшения социального состояния граждан осложняются и внешними рисками. Речь идет об ужесточении и расширении списка санкций США против системообразующих компаний российской экономики - "Газпромбанка", ВЭБ, "Новатэк" и "Роснефти". Их доступ к внешним финансовым рынкам существенно усложнен. Это может ухудшить экономическую ситуацию в России, что обязательно негативно скажется как на Армении (армянская экономика довольно чувствительно реагирует на импульсы в российской экономике), странах-членах ЕАЭС, так и на общем процессе евразийской интеграции. Это новый вызов для армянского правительства, которому в условиях "санкционной осады" российской экономики будет гораздо сложнее обеспечивать обещанный и заложенный в своей программе экономический рост страны на уровне 5% годовых на протяжении будущих трех лет. Второй серьезный вызов - это будущая экономическая (особенно в сфере транзита) политика Грузии, подписавшей договор об Ассоциации с ЕС. Тбилиси уже анонсировал введение визового режима для некоторых категорий граждан Армении. Не исключено, что в данном случае мы имеем дело с использованием "грузинской карты" со стороны США, которые, кажется, еще не отреагировали в полной мере на решение Еревана вступить в Таможенный и Евразийский экономический союзы.

Подготовил Аршалуйс Мгдесян