Ингеборга Дапкунайте: Для меня понятие "несчастный" трудно применимо к человеку
Москва, 18 июня, 2014, 14:00 — ИА Регнум. С 20 по 29 мая в Санкт-Петербурге проходили масштабные гастроли московского Театра Наций. Обозреватель ИА REGNUM встретилась с актрисой Ингеборгой Дапкунайте, исполнившей заглавную роль в спектакле "Жанна" и поговорила о ее дебюте на российской сцене и театральных перспективах
ИА REGNUM: Жанна, которую Вы играете в одноименном спектакле Театра Наций, человек, как мне кажется, несчастный. Она все время пытается к кому-то приткнуться, за кого-то зацепиться. Будучи баснословно богатой, внутреннего покоя не находит. В жизни Вам встречались такие люди?
Люди разные. Для меня понятие "несчастный" трудно применимо к человеку вообще. Что такое несчастный или счастливый? Как это можно измерить?
ИА REGNUM: Недолюбленный, например.
Жанна - чрезвычайно сложный характер. Она естественна. Как и все, Жанна любит, хочет любить и хочет, чтобы ее любили. Вопрос в том, насколько она позволяет проявлять чувства по отношению к себе.
ИА REGNUM: То есть насколько пускает к себе?
Да. Вопрос в том, как она выбирает людей, которые окружают ее. Как она попадает в этот круг, и что ей дал финансовый успех. Как она вообще (смеется) дошла до жизни такой. И я бы не сказала, что она несчастна.
ИА REGNUM: Самые сильная сцена в спектакле - монолог на могиле отца. Героиня ведь продолжает сражаться с призраками, мстить им.
Ну, не настолько. Она отца и любит, и ненавидит, и мстит ему. Надеюсь, что это транслируется. Человек, который прошел через такое детство, как она... Мы же все формируемся теми событиями, обстоятельствами, что случаются вокруг нас. Поэтому здесь не только призраки. После возвращения Андрея, своего любимого, она теряется. Она же думала, что может все контролировать. А оказывается - нет. Она идет к отцу - это достаточно эпическая для меня сцена. Сидит у могилы человека, которого, по сути, не может любить. Рядом проходит женщина, бедная, которая любит того, кого похоронила. И Жанна хочет и должна сказать и показать, что она-то не бедная! Что у неё-то всё в порядке!
ИА REGNUM: Когда Вы работали над спектаклем, с автором пьесы Ярославой Пулинович общались? Она присутствовала на репетициях?
Репетиций она видела мало. Но я с ней много раз созванивалась. Для меня это было очень ценно. Я спрашивала о каких-то вещах, которые не понимала, а она объясняла. Для меня процесс работы над новой пьесой состоит в том, что я пытаюсь понять, о чем она. Это и просто. И сложно одновременно. Только глубоко проанализировав, можно понять, о чем написала Пулинович. А написала она о многом - и смешном, и горьком, и страшном.
ИА REGNUM: Бывали у Вас в жизни разочарования в театре или кино?
Наверное, бывали. Но я редко и мало всего смотрю. Не потому что я какая-то высокомерная, просто так получается.
ИА REGNUM: Если говорить о театре литовском, - по крайней мере, то, что привозят в Петербург, - всегда замечательное и профессиональное зрелище. При этом если вспоминать прошлое, то развал СССР тяжело сказался на кино. А на театре, по-моему, наоборот.
А это очень просто объясняется - экономика. Театр предназначается для местного населения. Самый большой зал - где-то тысяча человек. Только в Вильнюсе мы столько наберём. Дальше - меньше. А у кино был государственный прокат. В Литве сейчас 3 миллиона жителей. Процент людей, идущих в кино, особенно на отечественные литовские фильмы, очень маленький.
ИА REGNUM: Вы следите за тем, что происходит в литовском театре?
Не всегда получается. Кто-то подскажет - что смотреть, я и смотрю.
ИА REGNUM: А в Москве успеваете смотреть спектакли Римаса Туминаса и Миндаугаса Карбаускиса, к примеру?
Да, конечно. Вот "Евгения Онегина" в Вахтанговском видела. Тут я стараюсь. Если оказываюсь в городе, когда спектакль идет, то, конечно, смотрю. В Вильнюсе была на прекрасном спектакле "Изгнание" Оскараса Коршуноваса. Он 6 часов идет. По пьесе замечательного литовского драматурга Ивашкявичюса, про литовских эмигрантов в Лондоне 1990-х годов.
ИА REGNUM: В прошлом году у Вас появилась актерская школа. Что с ней сейчас происходит?
В этом году она запускается. Сейчас происходит много интересного для меня. Благодаря опыту прошлого года узнала следующее: есть достаточно большая ниша, где актерские навыки оказались нужны не актерам. И мы запускаем школу Skills Academy. Например, в английских драматических школах есть подразделения, которые работают для бизнеса. Оказалось, что в Москве тоже есть большая потребность в этом. Мы сейчас как раз привозим преподавателей, и с ними будем сотрудничать. А параллельно буду вести курс в Московской школе кино. Прежде всего, хочется, чтоб преподавали практики. Конечно, задача всех скоординировать и собрать - непростая, но будем стараться.
ИА REGNUM: Опыт Вашего участия в спектакле "Жанна" стоит признать удачным. В одном из интервью Вы говорили, что являетесь большой поклонницей драматургии Пулинович. Возможно ли в таком случае развитие этой приязни? В том же Театре Наций.
Наша давняя дружба с Евгением Мироновым сейчас имеет какие-то конкретные формы. Евгений уникальнейший человек и художник. И одарен невероятно. Для меня он стал большим открытием в качестве художественного руководителя. И то, что я испытываю к Театру Наций и к Жене, который создал этот театр.... Театру всего 7-8 лет, а он уже - один из главных игроков страны. Что касается планов: будет ли это Пулинович, или кто-то другой, и когда - всегда трудно сказать.
Пьеса "Жанна" (первое название "Дальше будет новый день"), написанная молодым екатеринбургским драматургом Ярославой Пулинович (1987 г.р.), сегодня одна из самых репертуарных в российском театре.Трагикомедия об успешной деловой женщине, сделавшей состояние в 1990-е, и в 50 лет влюбившейся в Андрея, вдвое младше ее. Жанна привыкла контролировать в своей жизни все и всех. История о дружбе, предательстве и поиске любви. Размышление о нашем времени, когда людям приходится платить слишком большую цену за успех.