Кадровая политика и самоуправление в Федеральных университетах: почему важная реформа не дает результатов
Москва, 4 апреля, 2014, 12:04 — ИА Регнум. Наблюдение нами текущей кадровой политики в одном российском федеральном университете (ФУ) побудило нас разобраться с формальной стороной кадровой политики в российских федеральных университетах вообще и тенденцией развития автономии и самоуправления в ФУ.
Согласно концепции Министерства образования и науки Российской Федерации, главной целью создания федеральных университетов является:
- оптимизация региональных образовательных структур;
- формирование и развитие "конкурентоспособного человеческого капитала" в федеральных округах "на основе создания и реализации инновационных услуг и разработок".
Под оптимизацией подразумевается сокращение высших учебных заведений путем их слияния.
На сегодняшний момент в РФ существует девять федеральных университетов при общем числе федеральных округов восемь + еще один - Крымский:
- Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта (БФУ), Калининград, Калининградская область, Северо-Западный федеральный округ, создан 30 декабря 2010 года;
- Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова (САФУ), Архангельск, Архангельская область, Северо-Западный федеральный округ, создан 8 июня 2010 года;
- Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), Владивосток, Приморский край, Дальневосточный федеральный округ, создан 2 апреля 2010 года;
- Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова (СВФУ), Якутск, республика Саха (Якутия), Дальневосточный федеральный округ, создан 2 апреля 2010 года;
- Сибирский федеральный университет (СФУ), Красноярск, Красноярский край, Сибирский федеральный округ, создан 4 ноября 2006 года;
- Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ), Казань, республика Татарстан, Приволжский федеральный округ, создан 2 апреля 2010 года;
- Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (УрФУ), Екатеринбург, Свердловская область, Уральский федеральный округ, создан 2 апреля 2010 года;
- Южный федеральный университет (ЮФУ), Ростов-на-Дону, Ростовская область, Южный федеральный округ, создан 23 ноября 2006 года;
- Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ), Ставрополь, Северо-Кавказский федеральный округ, создан 22 февраля 2012 года.
Итак, относительно географии федеральных университетов можно отметить, что в Северо-Западном федеральном округе имеется два федеральных университета - САФУ и БФУ, Дальневосточном федеральном округе тоже два - СВФУ и ДВФУ, в прочих федеральных округах - по одному, при том условии, что в Центральном федеральном округе федерального университета нет. Очевидно, что размещение федеральных университетов связано с политикой федерального центра по интеграции и развитию страны. С этой точки зрения, четыре федеральных университета - ЮФУ, КФУ, СВФУ, СКФУ связаны со стратегически важными национальными автономиями, а три федеральных университета - САФУ, БФУ, ДВФУ с контролем над стратегически важной периферией. Отметим, что, с точки зрения стратегии федерального центра, одного федерального университета явно не достаточно в Сибири. Необходим, по крайней мере, еще один или даже два.
Несмотря на стратегическую важность федеральных университетов до сих пор не было создано особого федерального закона, на основании которого были бы определены условия их функционирования.
Создание первых двух федеральных университетов в России - Сибирского федерального университета и Южного федерального университета в 2006 году было связано с экспериментом правительства Михаила Фрадкова, Рособразования и Минобрнауки по укрупнению ВУЗов. Оба ФУ получили на реализацию своих программ развития в 2007-2009 годах около 6 млрд. рублей. Все остальные федеральные университеты были образованы в России уже в соответствии с требованиями внутренней федеральной политики. 7 мая 2008 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ "О федеральных университетах", согласно которому правительству РФ было поручено в двухмесячный срок разработать и внести в Государственную Думу проект федерального закона, определяющего порядок создания и деятельности федеральных университетов, а также рассмотреть вопрос о создании Дальневосточного федерального университета и иных федеральных университетов (наряду с ранее созданными Сибирским и Южным федеральными университетами). 10 февраля 2009 года был принят Федеральный закон Российской Федерации "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов". В закон РФ от 10 июля 1992 года № 3266-I "Об образовании" были внесены дополнения. На основании Федерального закона от 10 февраля 2009 года № 18-ФЗ положения о федеральном университете были внесены в Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Отдельного закона о федеральных университетах принято не было. Далее федеральные университеты создавались в РФ указами президента Дмитрия Медведева.
Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", сменившего действовавший до этого Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании":
- правительство РФ может устанавливать категорию "федеральный университет" в отношении образовательных организаций высшего образования (ст. 24. 2);
- правительство РФ может создавать образовательные организации высшего образования в форме автономного учреждения, для которой устанавливается категория "федеральный университет", в целях обеспечения подготовки кадров для комплексного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (ст. 24. 3);
- развитие федеральных университетов осуществляется в рамках программ, разработанных федеральными университетами, утвержденных Правительством Российской Федерации (ст. 24. 4);
- федеральный университет "вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации" (ст. 11. 10);
- ректор федерального университета назначается правительством Российской Федерации (ст. 51. 1. 4.).
Здесь отметим то обстоятельство, что автономия федерального университета весьма условное понятие, поскольку его ректора назначает правительство, а не выбирает сам ФУ.
Далее речь пойдет о структуре федерального университета РФ. Здесь сразу же заметим, что единственный федеральный университет РФ был создан на основе одного ВУЗа. Российский государственный университет им. Иммануила Канта был преобразован в Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта. Все остальные федеральные университеты были созданы на основе слияний разнопрофильных ВУЗов или даже в случае с САФУ средне-специальных учебных заведений: САФУ - шести образовательных учреждений; ДВФУ - четырех, СВФУ - трех, СФУ - пяти, КФУ - пяти, УрФУ - двух, ЮФУ - четырех, СКФУ - трех. Слияние классического университета с высшими учебными заведениями технической направленности и коммерческо-экономического профиля стало своего рода экспериментом риска, нарушающим традицию, установленную еще в системе высшего образования в императорской России. С нашей точки зрения, это было нецелесообразно делать. В итоге федеральные университеты, включающие в свой состав еще и по несколько филиалов в других городах, стали своего рода трудноуправляемыми монстрами.
Помимо введения двухступенчатой Болонской системы, федеральные университеты стали вводить у себя в подражание западной системе университета новую структуру, опирающуюся не на факультет, как раньше, а на институт. При этом возник известный разнобой.
- Балтийский федеральный университет имеет в своем составе 9 институтов, два факультета, две высшие школы, одну бизнес-школу и колледж, одну специализированную кафедру и один филиал в другом городе - Черняховске.(1)
- Северный (Арктический) федеральный университет состоит из 18 институтов, четырех колледжей, одного лицея и четырех филиалов - в Котласе, Коряжме, Нарьян-Маре и Северодвинске.
- Дальневосточный федеральный университет состоит из десяти школ и пятнадцати (!) филиалов на огромном пространстве - в Петропавловске-Камчатском, Находке, Артеме, Спасске-Дальнем, Арсеньеве, Партизанске, Михайловке, Уссурийске, Хакодатэ (Япония), Южно-Сахалинске, Большом Камне, Дальнереченске, Дальнегорске, Лесозаводске, Кировском.
- Северо-Восточный федеральный университет состоит из 13 институтов, 7 факультетов, трех общеуниверситетских кафедр и трех филиалов - в Нерюнгри, Мирном, Анадыре.
- Сибирский федеральный университет состоит из 19 институтов, двух школ при СФУ и восьми филиалов - в Лесосибирске, Ачинске, Абакане, Усть-Илимске, Железногорске, Саяногорске, Шарыпово, Минусинске.
- Казанский (Приволжский) федеральный университет состоит из 18 институтов, 3 высших школ, 4 факультетов и четырех филиалов - в Зеленодольске, Набережных Челнах, Елабуге, Чистополе.
- Уральский федеральный университет состоит из 16 институтов, одной высшей школы, двух факультетов и 14 филиалов - в Каменске-Уральском, Нижнем Тагиле, Алапаевске, Верхней Салде, Ирбите, Краснотурьинске, Красноуральске, Невьянске, Новоуральске, Ноябрьске, Первоуральске, Серове, Среднеуральске и Чусовом.
- Южный федеральный университет состоит из пяти академий, одной высшей школы, четырех институтов, 27 факультетов и восьми филиалов - Вешенской, Волгодонске, Новошахтинске, Геленджике (Краснодарский край), Железноводске (Ставропольский край), Кизляре (Дагестан), Махачкале (Дагестан), Учкекене (Карачаево-Черкесия).
- Северо-Кавказский федеральный университет состоит из 10 институтов и четырех филиалов - в Невинномысске, Георгиевске, Пятигорске и Кисловодске.
Итак, в структуре федеральных университетов мы наблюдаем следующие основные научно-учебные подразделения: институты (самая распространенная форма), высшие школы, академии, колледжи, факультеты и отдельные кафедры. Наблюдаемое разнообразие (а мы еще не перечислили чисто научно-исследовательские и научно-технические подразделения, действующие в рамках ФУ) связано с тем, что федеральные университеты, являясь автономными учреждениями, сами определяют свою внутреннюю структуру.
Теперь обратим внимание на то, что кадровая политика внутри федеральных университетов определяется:
- Трудовым кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71;
- Положением "О порядке присвоения ученых званий", утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 года № 194;
- Положением "О порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации", утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 26 ноября 2002 года № 4114;
- Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 21 августа 1998 года № 37 "Об утверждении квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях".
Здесь сразу отметим, что ключевым для назначения на руководящую должность научно-педагогических работников является постановление Министерства труда РФ от 21 августа 1998 года № 37. Оно определяет уровень квалификации при назначении на руководящую должность.
Приказом № 4114 от 26 ноября 2002 года Министерства образования Российской Федерации определяется необходимость замещения должностей научно-педагогических работников ВУЗов на основании конкурса.
На основании ст. 25. 1. Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" федеральные университеты, как образовательные организации действуют на основании устава, "утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации". В случае федеральных университетов их уставы утверждаются приказами Министерства образования и науки РФ. Рассмотрим теперь уставы федеральных университетов с точки зрения определения в них порядка замещения в них руководящих должностей структурных подразделений.
В Балтийском федеральном университете устав БФУ определяет: "Институт и колледжи, входящие в состав Университета, возглавляют директора, назначаемые ректором Университета из числа лиц, отвечающих квалификационным характеристикам" (5.47). Кафедру в БФУ возглавляет заведующий, избираемый ученым советом университета, путем тайного голосования сроком до пяти лет "из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов соответствующего профиля, имеющих, как правило, ученую степень и (или) звание, и утверждаемый в должности приказом ректора Университета" (5.48).
По уставу БФУ, ученый совет этого федерального университета избирает президента Университета, избирает деканов факультетов, избирает заведующих кафедрами, принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации институтов, факультетов и кафедр, научных и учебных подразделений Университета. (5.27.11-14).
Комментарий: устав БГУ не определяет порядок назначения директоров двух существующих в составе БГУ высших школ и одной бизнес школы. Можно лишь предполагать, что эти учебные заведения приравнены к институтам. Устав БФУ не определяет порядок назначения и квалификационные требования к руководителям научно-исследовательских структурных подразделений университета, хотя они и определены в его структуре.
По уставу Северного Арктического федерального университета, ученый совет САФУ принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации кафедр, институтов, факультетов, колледжей, избирает деканов факультетов (которых больше не существует в структуре САФУ), избирает заведующих кафедрами (5.38. 10, 11, 12). Институт в САФУ возглавляет директор, назначаемый на должность приказом ректора университета (5.60). Колледж возглавляет директор, назначаемый на должность приказом ректора университета (5.65). Факультет в САФУ возглавляет декан, избираемый ученым советом университета, путем тайного голосования "из числа наиболее квалифицированных и авторитетных работников высшего учебного заведения, имеющих ученую степень или звание, и утверждаемый в должности приказом ректора" (5.61). Кафедру в САФУ возглавляет заведующий, избираемый ученым советом университета путем тайного голосования из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов соответствующего профиля, имеющих, как правило, ученую степень или звание, и утверждаемый в должности приказом ректора (5.63).
Комментарий: устав САФУ не определяет квалификационных требований к директору института. Однако при этом определяет квалификационные требования к декану факультета при том условии, что факультеты в САФУ ликвидированы. Устав САФУ совершенно не определяет порядок назначения и квалификационные требования к руководителям научно-исследовательских структурных подразделений.
В Дальневосточном федеральном университете по уставу ДВФУ ученый совет избирает деканов факультетов, избирает заведующих кафедрами, согласовывает предложения ректора о создании, реорганизации и ликвидации кафедр, факультетов, институтов, школ (5.40.10-12). Ректор ДВФУ назначает директоров институтов, школ (5.52.3). Школу, институт, входящие в состав ДВФУ, возглавляет директор, назначаемый ректором "из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов, имеющих, как правило, ученую степень и (или) звание и опыт административной работы" (5.58). Кафедру возглавляет заведующий, избираемый ученым советом ДВФУ путем тайного голосования сроком до пяти лет "из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов соответствующего профиля, имеющих, как правило, ученую степень и (или) звание, и утверждаемый в должности приказом ректора университета" (5.59). Факультет, входящий в состав ДВФУ, возглавляет декан, "избираемый ученым советом университета путем тайного голосования сроком до пяти лет из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов, имеющих, как правило, ученую степень и (или) звание, и утверждаемый в должности приказом ректора Университета" (5.57).
Комментарий: устав ДВФУ предоставляет больше прав ректору по созданию, реорганизации и ликвидации структурных подразделений университета. Ученый совет лишь "согласовывает" предложения ректора. Устав ДВФУ не определяет порядок назначения и квалификационные требования к руководителям научно-исследовательских структурных подразделений.
По уставу Северо-Восточного федерального университета ученый совет СВФУ избирает деканов факультетов, избирает заведующих кафедрами, принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации институтов, факультетов и кафедр, научных и учебных подразделений университета (5.28.12-14). Ректор СВФУ назначает директоров институтов, научно-исследовательских институтов (5.40.3). Факультет ДВФУ возглавляет декан, избираемый ученым советом университета, путем тайного голосования сроком до пяти лет "из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов, имеющих, как правило, ученую степень и (или) звание, и утверждаемый в должности приказом ректора университета" (5.48). Институт, входящий в состав СВФУ, возглавляет директор, назначаемый ректором университета "из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов, имеющих, как правило, ученую степень и (или) звание (5.49). Кафедру в СВФУ возглавляет заведующий, избираемый ученым советом университета путем тайного голосования сроком на пять лет "из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов соответствующего профиля, имеющих, как правило, ученую степень и (или) звание, и утверждаемый в должности приказом Ректора Университет" (5.50).
Комментарий: Устав СВФУ не определяет квалификационные требования к руководителям научно-исследовательских структурных подразделений университета.
По уставу Сибирского федерального университета, ученый совет СФУ избирает заведующих кафедрами, принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации институтов, кафедр, научных и учебных подразделений Университета (5.34.10-11). Ректор СФУ назначает директоров институтов (5.45.3). Институт, входящий в состав СФУ, возглавляет директор, назначаемый на должность приказом ректора, "если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, из числа кандидатур, отвечающих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации" (5.52). Кафедру в СФУ возглавляет заведующий, избираемый ученым советом университета путем тайного голосования сроком до пяти лет "из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов соответствующего профиля, имеющих, как правило, ученую степень и (или) звание, и утверждаемый в должности приказом ректора Университета" (5.53).
Комментарий: Устав СФУ не определяет порядок назначения и квалификационные требования к руководителям научно-исследовательских структурных подразделений университета. В структуре СФУ, помимо институтов, есть две школы. Из устава СФУ не понятно, кто и как назначает директоров этих школ.
По уставу Казанского (Приволжского) федерального университета непосредственное руководство институтом в КФУ осуществляет руководитель (директор), назначаемый на должность приказом ректора "из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов, имеющих ученую степень или ученое звание" (5.13.2). Общее руководство деятельностью научно-исследовательского института в составе КФУ осуществляет директор, назначаемый на должность ректором "из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов, имеющих ученую степень или ученое звание" (5.14). Факультет в КФУ возглавляет декан, избираемый на конкурсной основе ученым советом университета путем тайного голосования "из числа наиболее квалифицированных и авторитетных работников университета, имеющих ученую степень или ученое звание" (5.15). Кафедру в КФУ возглавляет заведующий, избираемый на конкурсной основе Ученым советом Университета путем тайного голосования "из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов соответствующего профиля, имеющих ученую степень или ученое звание" (5.16). Отделение института в КФУ возглавляет заведующий, назначаемый на должность приказом ректора по представлению Директора института (5.20).
Комментарий: По уставу КФУ институты подразделяются на отделения, заведующих которых назначает ректор. В случае, если бы институт подразделялся на факультеты, их деканов избирал бы ученый совет. Весьма примечательно, то, что КФУ ввел у себя избрание деканов факультетов и заведующих кафедр на конкурсной основе, чего нет ни в одном другом ФУ. В структуре КФУ, помимо институтов, есть три высших школы. Из устава КФУ не понятно, кто и как назначает директоров высших школ.
По уставу Уральского федерального университета, факультет в УрФУ возглавляет декан, избираемый ученым советом университета путем тайного голосования сроком до пяти лет "из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов, имеющих, как правило, ученую степень и (или) звание, и утверждаемый в должности приказом ректора университета (5.49). Институт, входящий в состав УрФУ, возглавляет директор, назначаемый ректором университета "из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов, имеющих, как правило, ученую степень и (или) звание" (5.50). Кафедру УрФУ возглавляет заведующий, избираемый ученым советом университета путем тайного голосования сроком до пяти лет "из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов соответствующего профиля, имеющих, как правило, ученую степень и (или) звание, и утверждаемый в должности приказом ректора Университета" (5.51). Должности декана факультета, заведующего кафедрой являются выборными (6.22).
Комментарий: Устав УрФУ не определяет порядок назначения и квалификационные требования к руководителям научно-исследовательских структурных подразделений университета. В структуре УрФУ, помимо институтов, есть одна высшая школа. Из устава КФУ не понятно, кто и как назначает директора этой высшей школы.
По проекту нового устава Южного федерального университета, в ЮФУ функционируют научно-исследовательские и научно-образовательные (учебно-научные) институты. Непосредственное управление деятельностью института осуществляет руководитель (директор), назначаемый на должность приказом ректора (1.19). В целях реализации опытно-производственной, научно-технической, научно-образовательной и иной деятельности в ЮФУ создаются центры, базы и другие структурные подразделения. Непосредственное управление деятельностью центров, баз и других подразделений осуществляет директор, назначаемый на должность приказом ректора (1.21). Факультет, входящий в состав ЮФУ, возглавляет декан, избираемый ученым советом университета, факультета, института путем тайного голосования сроком до пяти лет "из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, стаж научной или научно-педагогической работы не менее пяти лет, наличие ученой степени или ученого звания, и утверждаемый в должности приказом ректора" (5.60). Кафедру в ЮФУ возглавляет заведующий, избираемый ученым советом Университета путем тайного голосования сроком до пяти лет "из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов соответствующего профиля, имеющих высшее профессиональное образование, наличие ученой степени и ученого звания, стаж научно-педагогической работы или работы в организациях по направлению профессиональной деятельности, соответствующей деятельности кафедры, не менее пяти лет, и утверждаемый в должности приказом ректора" (5.61). Институт, входящий в состав ЮФУ, возглавляет руководитель (директор), назначаемый ректором из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, наличие ученой степени, стаж работы на педагогических должностях или руководящих должностях в организациях по направлению профессиональной деятельности, соответствующей деятельности университета, не менее пяти лет (5.62). Научно-конструкторские (особые конструкторские, конструкторско-технологические) бюро являются обособленными структурными подразделениями ЮФУ, осуществляющими интеграцию научно-образовательной деятельности с реализацией инновационных проектов, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в прикладных отраслях науки, промышленного производства. Непосредственное управление деятельностью научно-конструкторского (особого конструкторского, конструкторско-технологического) бюро осуществляет главный конструктор (директор), назначаемый на должность приказом ректора (1.20).
Ученый совет ЮФУ "проводит при необходимости выборы деканов факультетов, заведующих кафедрами, избрание по конкурсу лиц профессорско-преподавательского состава" (5.42.17). Ученый совет ЮФУ "согласовывает предложения ректора, связанные со структурой университета, созданием и ликвидацией его структурных подразделений (в т.ч., филиалов и представительств)" (5.42.3).
Комментарий: Отметим, что проект устава ЮФУ предусматривает порядок назначения и квалификацию, как руководителей научно-образовательных институтов, так и научно-исследовательских подразделений ЮФУ. Однако компетенции ученого совета по созданию и ликвидации структурных подразделений явно уменьшены. Ученый совет лишь согласовывает предложения ректора. В структуре ЮФУ, помимо институтов и факультетов, есть пять академий и одна высшая школа. Из устава ЮФУ не понятно, кто и как назначает директоров академий и высшей школы.
По уставу Северо-Кавказского федерального университета, ректор СКФУ назначает директоров институтов (5.54.3). Институт, входящий в состав СКФУ, возглавляет директор, назначаемый ректором университета, "если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, из числа кандидатур, отвечающих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации" (5.64). Кафедру в СКФУ возглавляет заведующий, избираемый ученым советом университета путем тайного голосования сроком до пяти лет "из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов соответствующего профиля, имеющих высшее профессиональное образование, ученую степень и ученое звание, стаж научно-педагогической работы или работы в организациях по направлению профессиональной деятельности, соответствующей деятельности кафедры, не менее пяти лет, и утверждаемый в должности приказом ректора (5.63). Факультет, входящий в состав СКФУ, возглавляет декан, избираемый ученым советом университета путем тайного голосования сроком до пяти лет из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, стаж научной или научно-педагогической работы не менее пяти лет, ученую степень или ученое звание, и утверждаемый в должности приказом ректора (5.62). Ученый совет СКФУ "проводит при необходимости выборы деканов факультетов, заведующих кафедрами, избрание по конкурсу лиц профессорско-преподавательского состава" (5.41.17).
Комментарий: Устав СКФУ не определяет порядок назначения и квалификационные требования к руководителям научно-исследовательских структурных подразделений университета.
* * *
Федеральный университет в настоящее время по действующему законодательству самостоятельно формирует свою структуру, за исключением создания, переименования и ликвидации филиалов. Сейчас основным структурным подразделением ФУ становится научно-образовательный институт, в ДВФУ - это школы. Институт в ФУ сменил факультет в качестве основного структурного подразделения. К институтам в составе ФУ формально приравниваются, где они есть, еще высшие школы и академии. Правда, в действующих уставах это обстоятельство часто не определено. Факультет больше не является в большинстве ФУ основным структурным подразделением университета. В настоящее время только ЮФУ сохраняет факультет в качестве основного структурного подразделения университета, хотя в нем и имеется уже четыре института. В некоторых ФУ, например САФУ, факультет, как структурное подразделение, фактически, ликвидировано, хотя в уставе и предусматривается. Устав СФУ вообще не предусматривает существование в структуре университета факультетов. В остальных ФУ факультеты существуют, но не как структурная основа университета, а часто единично. Например, СКФУ в двух своих институтах сохраняет подразделение на факультеты. Характерно, что в КФУ институты подразделяются на предусмотренные уставом отделения, а не факультеты.
В уставах ФУ следует прописать порядок назначения руководителей научно-технических и научно-исследовательских подразделений ФУ. После того, как институт стал основным структурным подразделением ФУ, необходимо обязательно определить, что должность его директора относится к научно-образовательным кадрам. Так, например, положение САФУ о замещении должностей научно-педагогических работников П85-1.3.1. к должностям профессорско-преподавательского состава относит должности декана факультета и заведующего кафедрой, но совсем не упоминает директора института. Директор института формально выводится за рамки научно-педагогических работников. Кроме того, сейчас, по действующему уставу САФУ, ректор может назначить на должность директора института, кого заблагорассудится, без всякого учета профессиональной компетенции и опыта. Здесь заметим, что деканы факультетов и заведующие кафедр при прежней системе обязательно проходили конкурс в качестве профессорско-преподавательского состава. Необходимо, чтобы конкурс подобного вида обязательно распространялся на директоров научно-образовательных институтов ФУ. Конкурс на замещение научно-исследовательских работников должен стать обязательным дополнением для директоров научно-исследовательских или научно-технических подразделений ФУ.
Федеральный университет (ФУ), как высшее учебное заведение обладает автономией. Под автономией понимается степень самоуправления, которая необходима высшему учебному заведению для эффективного принятия решения в отношении своей уставной деятельности. В этой связи следует констатировать, что степень автономии ФУ значительно ниже, чем у обычного российского университета. Связано это с назначением ректора федерального университета правительством РФ и с предоставлением ректору более широких кадровых полномочий. После того, как основным структурным подразделением ФУ становится институт, директора которого назначает ректор, единственным многочисленным структурным подразделением университета по отношению к которому осуществляется выборность руководителя ученым советом остается кафедра. До реформы основным структурным подразделением университета был факультет, декана которого также выбирал университет. Правда, в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденном постановлением правительства РФ от 14 февраля 2008 года № 71, выборность заведующих кафедр и факультетов была весьма ограничена тем, что не проводилась на конкурсной основе с выдвижением альтернативных кандидатур или самовыдвижением. В ФУ все должности руководителей структурных подразделений, кроме заведующего кафедрой, назначаются ректором. Подобное обстоятельство ведет к возрастанию удельного веса назначенцев ректора (проректоров и директоров) в составе ученых советов ФУ. Например, в САФУ назначенцы ректора - 26 человек из 53 членов ученого совета, в БГУ - 29 из 57. В ЮФУ, сохранившем факультет в качестве основного структурного подразделения, подобное соотношение значительно ниже: 24 из 100. В ФУ с институтами в качестве основных структурных подразделений снижается уровень самоуправления в ученом совете, а, следовательно, степень автономии ФУ. Общее руководство ФУ по-прежнему осуществляет выборный представительный орган - ученый совет ФУ. Для сохранения и развития университетского самоуправления желательно не сужать (в некоторых ФУ это отмечено) компетенции ученых советов ФУ.
Мы полагаем, что было бы целесообразно правительству РФ подготовить специальное типовое положение (если не закон) о федеральном университете, в котором следовало бы определить выборность руководителей научно-образовательных и научно-исследовательских структурных подразделений ФУ, включая институт, факультет и кафедру. Выборность осуществлять учеными советами на конкурсной основе с выдвижением альтернативных кандидатур или самовыдвижением при условии утверждения ректором. Разумеется, ректор должен быть наделен правом выдвигать кандидата на выборы на руководящую должность структурным подразделением. Выборность руководителей повысила бы степень самоуправления и автономии и стала бы своеобразным противовесом от слишком большой власти назначенного правительством ректора. Разумеется, широкие властные прерогативы будут только способствовать окажись на посту ректора компетентный и честный человек. В противном случае - широкие полномочия являются вратами в произвол и коррупцию.
При назначении правительством РФ ректора, учитывая стратегическую важность для федеральной политики поста ректора ФУ, правительству следует руководствоваться прежде всего интересами внутренней политики. В этой связи следует учитывать наличие в местном образовательном сообществе групп интересов и связь ФУ на местах с местными элитами. В этой связи идеальным было бы назначение на пост ректора ФУ кандидата, не связанного персонально ни с группами интересов в местном образовательном сообществе, ни с местными региональными элитами. Идеальным было бы назначение на пост ректора ФУ сильного кандидата из другого региона.
Создание федеральных университетов в России - это крупная реформа в системе высшего образования страны, которая еще не дала положительных результатов.
* * *
Документы о федеральных университетах
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 г. № 1518-р
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.11.2006 г. № 1616-р
Указ Президента РФ от 07.05.2008 № 716 "О Федеральных университетах"
Федеральный закон Российской Федерации от 10.02.2009 г. № 18-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов"
Указ "О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах" - Президент России
Указ "О создании Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта" - Президент России
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2010 г. № 2483-р о создании федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта"
Указ Президента РФ от 18.07.2011 № 958 "О создании Северо-Кавказского федерального университета в Северо-Кавказском федеральном округе";
Федеральный закон от 22августа 1996 года № 125-ФЗ (в ред. Федерального закона от 10.02.2009 № 18-ФЗ) "О высшем и послевузовском профессиональном образовании";
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Устав Балтийского Федерального университета, утвержден приказом № 149 Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 февраля 2011 года; Дополнения к уставу утверждены 1 февраля 2012 года приказом 10.
Устав Северного Арктического Федерального университета, утвержден приказом № 1665 Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 мая 2011 года.
Устав Дальневосточный федеральный университет, утвержден приказом № 1614 Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года.
Устав Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, утвержден приказом № 2038 Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 июня 2011 года.
Устав Сибирского федерального университет, утвержден приказом № 477 Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июня 2012 года.
Устав Казанского (Приволжского) федерального университета, утвержден приказом №1664 Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 мая 2011 года.
Устав Уральского федерального университета, утвержден приказом №1585 Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2011 года.
Устав Южного федерального университета 2007 года с изменениями, утвержден министром образования и науки Российской Федерации от 11 июня 2010 года.
Устав Северо-Кавказского федерального университета, утвержден приказом №355 Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 апреля 2012 года.
(1) Здесь и далее сведения о филиалах приводятся по уставам федеральных университетов. Сведения о филиалах в уставных документах федеральных университетов зачастую разнятся с текущей информацией на информационных ресурсах федеральных университетов. Очевидно, что некоторые филиалы, отмеченные в уставах, еще не приступили к работе.
Дмитрий Семушин (ИА REGNUM)