В период председательства в СНГ Украина попытается решить три "важные для нее и организации" задачи - разработка нового Договора о зоне свободной торговли Содружества, продвижение Соглашения о свободном передвижении услуг и выработка Протокола к договору о зоне свободной торговли о поэтапной ликвидации экспортных пошли на энергоносители. Об этом заявил уполномоченный правительства Украины по вопросам сотрудничества с Россией и странами СНГ Валерий Мунтиян 15 января во время телемоста Москва-Киев-Астана-Кишинев-Ереван, посвященного председательству Киева в СНГ в 2014 году, передает корреспондент ИА REGNUM.

Как заметил Мунтиян, Киев поставил перед собой указанные задачи и попытается осуществить их в период своего председательства. "Вообще Киев выступает за снятие всех существующих барьеров в торговле. Помимо этого Украина будет обращать большое внимание на развитие железнодорожного транспорта, углубление экономического сотрудничества и повышение доли СНГ в мировом ВВП от нынешних 3,5% до 5% (общий товарооборот стран СНГ переваливает за $1 трлн - ред.), а также на борьбу против незаконного оборота наркотических средств", - сообщил Валерий Мунтиян, перечисляя основные положения концепции председательства Киева в СНГ.

Примечательно, что Договор о зоне свободной торговли СНГ уже существует. Он был создан в 2011 году - спустя год после создания Таможенного союза. Что касается снятия экспортных пошлин России на энергоносители, здесь, по мнению комментаторов, задача усложняется, поскольку подобные преференции Москва вряд ли предоставит Киеву без вступления в Таможенный союз. Тем более что между Россией и Украиной периодически возникали скандалы на тему цен российского газа, и имели место "торговые войны", когда Москва закрывала свой рынок для некоторых видов украинских продовольственных товаров.

Следует отметить, что льготами на импорт газа, нефтепродуктов и необработанных алмазов начала пользоваться Армения после официального согласия на вступление в Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии.

Между тем, председатель комиссии по вопросам экономической интеграции стран СНГ и ШОС Торгово-промышленной палаты России Владимир Саламатов считает приемлемыми поставленные Украиной задачи, поскольку и Москва заинтересована в их решении. "Москва также заинтересована в развитии и углублении отношений с таким торгово-экономическим партнером, как Киев. Вместе с этим Киев в период своего председательства в СНГ должен сконцентрировать внимание на повышении конкурентоспособности экономик стран-участниц Содружества. После глобального экономического кризиса экономика Украины восстанавливается. Украина уже вышла на докризисный уровень развития. На этом фоне необходимо ставить акцент на повышении конкурентоспособности экономик стран СНГ", - пояснил Саламатов.

Астана же, по словам первого заместителя председателя Национальной экономической палаты Казахстана Рахима Ошакбаева, ожидает, что Украина будет заниматься урегулированием проблематичных вопросов на пространстве СНГ. "Украина может стать своеобразным "рефери" для решения проблем на пространстве Содружества. В этом плане Украина вступила с хорошей инициативой вернуть Грузию в состав СНГ (она покинула Содружество в августе 2009 года, спустя год после августовской войны - ред.)", - подчеркнул Ошакбаев.

Руководитель центра "Альтернатива", доктор экономических наук из Армении Татул Манасерян сконцентрировал внимание участников телемоста на асинхронность действий стран-членов СНГ в вопросе интеграции. "В 2010 году был основан Таможенный союз, что является вторым уровнем интеграции. Затем - в 2011 году страны подготовили Договор о зоне свободной торговли, что есть первый уровень интеграции. Помимо этого Украина участвует не только в СНГ, но и в ГУАМ, и в связи с этим встает вопрос, не возникнут ли здесь противоречия", - подчеркнул армянский экономист, добавив, что в самом Таможенном союзе тоже "не все гладко". "Между Россией, Белоруссией и Казахстаном также существуют противоречия", - добавил Манасерян.

В связи с проблемой асинхронности политических линий стран СНГ выступил также представитель Украины. "Несмотря на то, что Россия, Казахстан и Белоруссия пытаются в ближайшем будущем перейти к четвертому уровню интеграции - созданию Евразийского экономического союза, Киев пока желает до конца разработать первый уровень интеграции, что есть инициирование нового Договора о зоне свободной торговли СНГ", - сказал Валерий Мунтиян.

Другой представитель из Украины, депутат правящей партии "Регионов" Олег Царев подчеркнул важность того, чтобы страны СНГ, не входящие в Таможенный союз, не оказались "на обочине интеграционных процессов". "В этом плане заявление премьер-министра Украины о том, что Киев готов принять 70% нормативных актов ТС, представляется очень важным. Однако до сих пор Киев не сделал ничего в этом направлении", - добавил Царев. Руководитель центра стратегического развития стран СНГ института Европы РАН Александр Гусев подчеркнул, что в XXI веке самодостаточной может быть экономика с примерно 200-миллионным потребительским рынком. "Мы наблюдаем, что Россия выстраивает некую конфигурацию на постсоветском пространстве. В XXI веке самодостаточной являются экономики с 200-милионным потребительским рынком. Для того чтобы выживать в этих условиях необходимо интегрироваться", - сказал Гусев.

На вопрос ИА REGNUM о том - насколько эффективным может быть председательство Украины в СНГ, если Киев до сих пор даже не ратифицировал Устав организации, представители России и Украины ответили в стиле: "Это не помеха эффективности". "После развала СССР многие постсоветские государства пришли в СНГ с разными политическими и экономическими результатами. Здесь неважно Украина ратифицировала Устав СНГ или нет. Она участвует в организации и выступает с инициативами. Главное то, что СНГ является площадкой, где необходимо развиваться", - заключил Владимир Саламатов.