Киев никак не может определиться, с кем же ему быть: главное на Украине за 2013 год
Украина, 15 января, 2014, 13:12 — ИА Регнум. 2013 год на Украине начался с работы нового созыва Верховной рады. За 2 месяца после парламентских выборов, состоявшихся 28 октября 2012 г., большая часть депутатов еще не успела втянуться в парламентский процесс, тем более что и начинался он с постоянных драк. Собственно, весь 2013 год в парламенте Украины тоже прошел под знаком скандалов. В день открытия второй сессии 7 созыва - 5 февраля - Верховная рада сразу же перестала работать. Оппозиция заблокировала трибуну, выставив главное требование - искоренить так называемое "кнопкодавство". Так в украинском политикуме называют ситуацию, когда депутат голосует за себя и за "того парня" - за соседа по парламентской скамье или за коллегу по фракции, который то ли прогулял заседание, то ли в туалет вышел, то ли приболел. Вот и требовали оппозиционеры исключительно персонального голосования. Требовали почти два месяца - в итоге аппарат Рады ввел обязательную сенсорную кнопку, которую необходимо держать в процессе голосования, иначе депутатский голос засчитан не будет.
Но Рада так и не вошла в нормальный рабочий режим, пока большинство не сделало ход конем, организовав выездное заседание. Оппозицию и СМИ туда вообще не пустили, три оппозиционных партии назвали такое решение проблемы неконституционным, действия власти окрестили чуть ли не переворотом, но результат налицо - парламентарии опомнились и кое-как начали работу. В целом в прошлом году парламентскую трибуну блокировали огромное количество раз, но ни разу инициаторы этого - три оппозиционных фракции "Батькивщина", "Удар" и "Свобода" - так и не смогли добиться полного выполнения своих условий. Депутаты как голосовали друг за друга, так и голосуют. Сергей Власенко (адвокат экс-премьер-министра Украины Юлии Тимошенко, ранее лишенный судом депутатского мандата за совмещение парламентской и адвокатской деятельности) как был без мандата, так и остался. Выборы мэра и городского совета в Киеве как не были назначены, так их и не собираются проводить до 2015 года. Вот разве что перевыборы по 5 проблемным мажоритарным округам удалось провести, но здесь уже скорее власть пошла навстречу не оппозиции, а Европе, тем более, что по результатам довыборов, состоявшихся в самом конце 2013 года, всего один оппозиционный кандидат добился себе места в парламенте. Зато каждый раз блокирование трибуны помогало поменять информационную повестку дня и увести внимание общественности - когда от экономических проблем, когда от судьбы Юлии Тимошенко, когда от скандальных законопроектов. Это дало возможность журналистам говорить о возможной координации действий между оппозицией и властью.
На внешнеполитической арене Украина не изменяла своей верной традиции метаний из стороны в сторону - так называемой многовекторной политике. Выбор между Таможенным и Европейским союзом до осени будоражил умы отечественных политологов и журналистов, экспертов и политиков. Все это накладывалось на серьезное ухудшение отношений в газовой сфере с Россией да и другими торговыми проблемами. Но ключевыми в отношениях с Россией были несколько моментов. Украина уже давно отстаивала идею присоединения к Таможенному союзу в формате "3+1" - то есть на особых условиях. Учитывая, что все украинское законодательство насквозь пропитано идеей евроинтеграции, на сегодняшний день полное присоединение к Таможенному союзу на самом деле невозможно. Однако Россия, Белоруссия и Казахстан настаивали на полноценном сотрудничестве. И вот 31 мая 2013 года Украина подписывает меморандум с Таможенным союзом о получении статуса наблюдателя в интеграционном объединении. Но ни к какому прорыву этот формальный статус, конечно же, не привел. Украина по-прежнему металась из стороны в сторону, заявляя о приоритете евроинтеграционного направления - даже если учесть, что эти заявления, в первую очередь, направлены на внутреннего потребителя.
Летом 2013 года между Украиной и Россией начинаются очередные "торговые войны". Роспотребнадзор запретил импорт в Россию украинских шоколадных конфет производства компании "Рошен", которой владеет олигарх Петр Порошенко. В ведомстве объяснили это чрезмерным содержанием в украинском шоколаде бензопирена. "Нарушены требования к качеству и безопасности. Есть основания говорить о системных нарушениях действующего в нашей стране законодательства о защите прав потребителей. В шоколаде молочном "Рошен" обнаружен бензопирен. Это признак серьезных проблем, связанных с обеспечением безопасности данного вида продукции", - так прокомментировал ситуацию на от момент глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. Через две недели украинские СМИ начали сообщать о многокилометровых заторах на украинско-российской границе - якобы россияне вообще приостановили весь импорт из Украины, внеся все украинские предприятия в список рискованных партнеров. Россия эту информацию опровергла, заявив о новом пропускном режиме на таможне, о чем украинских партнеров предупреждали заранее. Потери Украины от торговых войн аналитики компании Da Vinci AG оценили в 3,5 миллиарда долларов. Это стало одной из основных причин для торможения процессов евроинтеграции, которые ранее шли в форсированном режиме.
С "евроинтеграцией", которая красной нитью прошла через весь год Змеи на Украине, тесно связана судьба Юлии Тимошенко. Освобождение политзаключенных было одним из главных требований Европейского союза для подписания соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Причем, что важно - на Украине этот вопрос оказался донельзя персонифицирован. Фактически речь шла о двух бывших чиновниках: экс-премьере Юлии Тимошенко и экс -главе МВД Юрии Луценко. В начале апреля Высший спецсуд Украины подтверждает приговор Юрия Луценко. А 7 апреля президент Украины Виктор Янукович, ранее отказывавшийся прикладывать руку к решению проблемы, подписывает указ "О помиловании" №197/2013 и Юрий Луценко выходит на свободу. Но в политику он не идет, президентских амбиций не предъявляет и обещает действовать в качестве "непарламентской оппозиции", создавать Третью Украинскую республику. Некоторые аналитики даже заговорили о том, что Луценко собственно и вышел то на свободу только в обмен на четкие гарантии "не мешать" власти. После выхода Луценко решение проблемы избирательного правосудия в риторике украинских оппозиционеров и европейских политиков уперлось фактически в судьбу Юлии Тимошенко, осужденной на 7 лет за превышение властных полномочий при подписании газовых соглашений с Россией в 2009 году. Кстати, для нее у украинского правосудия оказался припасенным в рукаве еще один козырь-сюрприз. В январе Тимошенко предъявляют обвинение в организации заказного убийства Евгения Щербаня - депутата Верховной рады, который был убит еще в 1996 году. Однако с этим делом ситуация вскоре "зависла", его, видимо, возбудили "на всякий случай". Зато начался пинг-понг заявлений между Киевом и Брюсселем. То президент Украины обещал решить вопрос Юлии Тимошенко, то говорил, что он не имеет права вмешиваться в правосудие; то европейские политики требовали освобождения экс-премьера, то словно забывали о ее существовании. Депутаты Верховной рады несколько раз готовили разные законопроекты - сперва о декриминализации статьи Юлии Тимошенко, затем о лечении заключенных за рубежом. Вопросу Юлии Тимошенко уделяли такое огромное внимание потому, что Киев четко объявил о своем курсе на подписание Соглашения об ассоциации с ЕС, на короткое время прекратив свою традиционную многовекторную политику. В конце концов Юлия Тимошенко стала основным лотом украинского президента в торгах с Европейским союзом перед Вильнюсским саммитом, на котором Украина должна была подписать СА.
Ближе к концу года курс на евроинтеграцию стал просто "священной коровой" украинской политики - его запретили даже оспаривать. Началось это с заседания фракции Партии регионов в парламенте, на которой президент настойчиво предложил всем, кто выступает против подписания Соглашения об ассоциации встать и прямо об этом сказать. На этом слухи о назревающем бунте в Партии регионов пошли на убыль, а окончательно исчезли с арестом депутата Игоря Маркова, который публично выступал за интеграцию в Таможенный союз.
Когда бунт был подавлен, все внимание украинского руководства сконцентрировалось на вопросе цены "евроинтеграции".Сперва глава фракции Партии регионов в Верховной Раде Александр Ефремов заявил, что если ЕС возместит Украине убытки от газового соглашения с Россией, тогда и Юлия Тимошенко выйдет из-за решетки: "Когда приезжал комиссар ЕС по вопросам расширения и политике добрососедства Штефан Фюле последний раз, меня так и подмывало сказать: уважаемые коллеги, может быть, вы нам заплатите за три года. Это было бы логично. 12 миллиардов долларов мы переплатили за три года за газ. Да заплатите их нам, и вопросов никаких нет, и мы сразу все вопросы развяжем, которые есть в государстве". В итоге игра с Юлией Тимошенко настолько затянулась, что лидеры миссии Европарламента Пэт Кокс и Александр Квасьневский практически прописались на Украине, посетив ее больше тридцати раз. В околополитической среде шутили, что наверняка они уже даже завели себе пассий в Киеве.
Украинская сторона все торговалась, ставки все время росли. Премьер-министр Украины Николай Азаров 3 октября заявил: "Адаптация технических регламентов для Украины в течение 10 лет потребует примерно 165 миллиардов евро. Это огромная работа". Европейский союз повышать ставки не хотел. По словам того же Азарова, Брюссель предложил Украине довольствоваться одним миллиардом. "Мы обратились к нашим европейским партнерам и попросили их оказать нам помощь с точки зрения оказания нам финансовой помощи. Вот кто-то говорит - подпишем соглашение и - сразу на Украину деньги потекут рекой. Это тоже не так, к большому сожалению Те переговоры которые мы вели, они свелись к одной цифре - один млрд евро в течении 7-ми лет. Впечатляющая цифра - да?", - заявил Азаров. В итоге длительных торгов ЕС обещал помочь Украине в переговорах с МВФ о выделении нового транша, но украинское руководство по-прежнему настаивало на своем. Президент Украины Виктор Янукович за 2 дня до Вильнюсского саммита в интервью украинским журналистам подтвердил максимальные расценки за подписание соглашения об ассоциации: "Есть разные оценки, разные деньги. Каждый год - не менее 20 миллиардов. Каждый год. Не менее. А в целом, до 2017 года, это примерно 160 миллиардов нужно".
Но даже когда Виктор Янукович уже поехал в Вильнюс на саммит стран "Восточного партнерства", несмотря на Тимошенко за решеткой, практически все были уверены - в кулуарах саммита его уговорят на подписание. Причин для такой уверенности было много. С Россией отношения изрядно подпорчены. Кредиты украинскому руководству жизненно необходимы - золотовалютные резервы сократились до критического уровня, с 24,5 миллиардов до 19 миллиардов долларов, а долгов предстоит выплатить почти на 10 миллиардов. Над Украиной нависла угроза дефолта. Да и уговаривать Януковича собиралась лично канцлер Германии Ангела Меркель. Но саммит не удался - в последний момент Украина отказалась от подписания Соглашения об ассоциации, заявив что этот шаг добьет украинскую экономику. Янукович призвал к пересмотру текста соглашения, Европа - разнервничалась, а на Украине начался Майдан.
Точнее, начался он раньше саммита, и к 29 ноября даже пошел на убыль - на Майдане ночью осталось буквально около 300 студентов. Такой Майдан явно никому не угрожал. Но ему "помогли" вырасти - в ночь с 29 на 30 ноября произошел жесткий разгон, кадры избиения "Беркутом" протестующих быстро облетели украинские и международные СМИ, и уже 1 декабря на улицы столицы Украины вышли больше 300 тысяч человек, в оппозиции заявляли даже о миллионе. В этот день протестующие захватили здание киевской мэрии, дом профсоюзов на Майдане и организовали столкновения на Банковой возле администрации президента. Но лидеры оппозиции, которые воспользовались случаем и объявили себя и лидерами протеста, побоялись эскалации конфликта и начали требовать мирного протеста, успокаивая разошедшихся революционеров, а особо ретивых окрестив провокаторами.
По сути у оппозиционного триумвирата было два варианта. Первый - пойти ва-банк и попытаться снять президента силой, особенно учитывая количество народа на улицах. В случае победы это привело бы их к власти, в случае поражения - в тюрьму. Второй - воспользоваться технологией "цветных революций" и попытаться мирными протестами спровоцировать власть на силовые разгоны, добиться поддержки Запада, санкций против чиновников, массовой поддержки на Украине и как результат - полный бойкот власти и ее возможный крах или хотя бы серьезные уступки. Но после неудачных попыток разгона, власть избрала иную тактику - мирному протесту противопоставили мирно стоящих милиционеров. И это дало свой результат. Плюс ко всему неудачные действия оппозиции, которая за весь декабрь так и не смогла внятно сформулировать цели Майдана, и упустила время, провалив к тому же голосование в Верховной раде за отставку правительства. В итоге началась позиционная война с игнорированием противника. Майдан живет своей жизнью, украинское руководство - своей. При этом западные политики активно поддерживают Майдан, практически устроив в Киеве постоянное дежурство. После визита на Украину главный дипломат Евросоюза Кэтрин Эштон заявила, что европейские министры будут по очереди ездить в Киев. Особую активность проявляют Польша, Литва и Швеция, собственно, как главные лоббисты Украины в ЕС. Более того, они по-прежнему говорят, что ЕС готов подписать Соглашение с Украиной в любой момент, но текст документа менять отказываются.
Главным итогом 2013 года остается многострадальная политика многовекторности - Киев так и не может определиться, с кем же ему быть. Но Россия все же оказалась на шаг впереди - после того, как в ходе визита Виктора Януковича в Москву 17 декабря предоставила Украине скидку на газ и 15-миллиардный кредит, часть которого Украина, кстати говоря, уже "проела". Денег на возврат кредита у Украины по-прежнему нет, а потому можно ожидать, что Киев все-таки будет в той или иной мере координировать свои действия с Москвой. Ситуацию ухудшает внутренний политический кризис, борьба различных группировок во власти, такая же борьба в оппозиции. Плюс пугающая ситуация в экономике. И в 2014 году ожидать улучшения обстановки не стоит - ко всему этому прибавится еще и фактически стартовавшая президентская кампания.
Владимир Полуев - корреспондент ИА REGNUM в Киеве,
Алексей Беляев - редактор-координатор ИА REGNUM по Украине.
ИА REGNUM ранее публиковал политические итоги 2013 года для Украины - Соглашение об ассоциации Украины с ЕС - это колоссальная спецоперация Запада; экономические итоги года - Украинская экономика - в рецессии без перспектив, высока вероятность дефолта в 2015 г, внешнеполитические итоги года - Украину ожидают разборки с инвестором проекта "Восточное партнерство" и с его менеджерами; обзор основных событий на Западной Украине Галичина как катализатор Майдана, сепаратизма и сланцевой революции и на Донбассе - Падающая экономика, сланцевая революция, атака на сепаратистов из Галичины.
- Белый дом объявил о самых масштабных санкциях против энергосектора России
- Умерла народная артистка РФ Евгения Добровольская
- В Балтийском море дрейфует потерявший управление танкер с 99 тыс. т нефти
- Трамп заявил о подготовке встречи с Путиным — 1051-й день спецоперации
- Украинские мошенники довели до самоубийства первокурсника из МФТИ