Вместо штрафов за курение нужно вводить поощрение за отказ от него - такое мнение высказал директор Московского научно-практического центра наркологии, заместитель главного психиатра департамента здравоохранения Москвы по наркологии Евгений Брюн в ходе обсуждения нового антитабачного закона. Как сообщает сегодня, 14 ноября, корреспондент ИА REGNUM, по этому поводу состоялся телемост Москва-Петербург.

Евгений Брюн убежден, что одними штрафами мало что сделаешь, нужны поощряющие санкции. Он привел в пример западные страны, где некоторые фирмы доплачивают, если работник приходит на работу на час раньше и занимается в тренажерном зале, поощрения также полагаются, если человек бросил курить.

Руководитель консультационного телефонного центра помощи в отказе от потребления табака Санкт-Петербургского НИИ фтизиопульмонологии Ольга Суховская также обратилась к иностранному опыту. Она рассказала про исследования, которые проводились в Японии в течение 14 лет.

Наблюдения велись за 90 тысячами женщин, чьи мужья курят. В зависимости от числа выкуриваемых сигарет, риск приобретения рака легких у этих женщин возрастал в полтора, два и три раза. Она рассказала, что за год по телефонной линии к ним обратилось 23 тысячи человек, которые хотели бросить курить.

Для особо запущенных случаев может понадобиться медицинское вмешательство - специальные лекарства, но тем, кто курит не так давно достаточно перейти на использование более легких средств, например, никотиновых пластырей, которые помогут отказаться от курения.

Актер Михаил Боярский, который был одним из участников конференции, скептически относится и к пластырям, и к закону против курения. Он признался, что ждет, когда мероприятие закончится, чтобы пойти закурить, и задал вопрос, кто просил помогать курильщикам? "Мы никого не просили нам помогать", - заявил он и отметил, что никотиновые пластыри для того, кто курит 50 лет - что мертвому припарки.

Евгений Брюн парировал, что никто никого насильно не спасает. Это добровольное решение каждого курильщика. Тем не менее, он подчеркнул, что общество постепенно идет к отказу от курения. Сегодня существует социальный прессинг, общество мотивирует, чтобы как можно больше людей отказывалось от курения, отметил он. Брюн также убежден, что необходимо проводить политику сегрегации курильщиков. Государство должно поощрять тех, кто бросил курить, - заявил он.

Михаил Боярский, напротив, убежден, что слово "закон" только увеличит количество курильщиков. По его мнению, нужны не законодательные, а "интеллигентные" меры.

"Нужно договориться, интеллигентно попросить. Я не закурю, если мне скажут: "Не курите, здесь женщины и дети". Когда я пытаюсь закурить на стадионе, - рассказал заядлый болельщик Боярский, - мне неловко, потому что никто не курит. Нужно сделать так, чтобы было стыдно курить".

Евгений Брюн отметил, что закон ориентирован не на тех, "с кем можно интеллигентно договориться", а на тех, кто постоянно курит, в том числе при детях. Он также подчеркнул, что нужно принимать экономические меры: цена на сигареты должна расти, чтобы быть недоступной подросткам. К тому же, должны быть ограничения по месту и времени продажи: нужно избавляться от продажи сигарет в шаговой доступности, продавать не круглосуточно. "Мое здоровье - это здоровье нации", - добавил он.