Изъятия в Таможенном союзе и ЕЭП России, Белоруссии и Казахстана являются причиной больших издержек белорусских предприятий и потерей ими рынков сбыта. Об этом 31 октября в Минске, выступая на совместном заседании двух палат Нацсобрания, заявил первый зампред Совмина Белоруссии Владимир Семашко.

"Ввиду несовершенства законодательной базы Таможенного союза и Единого экономического пространства с многочисленными исключениями и изъятиями мы несем большие издержки, зачастую теряем целые ниши на рынке ТС", - заявил Семашко. По его мнению, постановление правительства РФ №1432 от 27 декабря 2012 года фактически закрыло поступление белорусской сельскохозяйственной техники на российский рынок, сообщает госинформагентство БелТА.

Семашко выказал озабоченность применением в РФ и в Таможенном союзе по утилизационному сбору, отметив: "Недавно принят закон Российской Федерации о том, что утилизационный сбор будет собираться по стране назначения. Для Белоруссии, если ничего не предпринимать, для белорусских производителей это означает потери конкурентоспособности".

Первый зампред правительства Белоруссии отметил, что потери белорусских производителей сельхозтехники при поставках на российский рынок возросли из-за отмены действовавших для них преференций, ранее установленных российской стороной. Потери белорусского госпредприятия ОАО "МАЗ" от российского утилизационного сбора составят 18% от стоимости продукции этого белорусского госпредприятия, так и не объединившегося с российским ОАО "КАМАЗ" в холдинг "Росбелавто". Выходом из данной ситуации, по словам чиновника, является введение компенсационных мер для белорусских экспортёров, а также уход от зависимости белорусского сбыта на рынке России и Таможенного союза, вступить во Всемирную торговую организацию и создать зоны свободной торговли со странами, где белорусская продукция может найти сбыт.

"Мы должны двигаться на рынки дальнего зарубежья. Радикальное решение - это вступление в ВТО. Мы уже сполна со вступлением России в эту организацию хлебнули негатива. Необходимо резко интенсифицировать переговорный процесс по вступлению во ВТО. Но это процесс, как показывает международный опыт, очень длительный. В такой ситуации следует определить наиболее перспективные для нас страны и союзы и ускорить подписание с ними договоров о зонах свободной торговли", - заявил первый зампред правительва Белоруссии. Он отметил также: "С вступлением с 1 января 2013 года России в ВТО статистика отмечает поступление на внутриреспубликанский рынок по многим товарным позициям потребительской промышленной продукции, зачастую сомнительного качества. Со вступлением Казахстана в ВТО ситуация, очевидно, будет еще больше обостряться. Здесь приемлема только одна цивилизованная мера защиты собственного рынка - введение в действие, а если надо, то и ужесточение уже введенных технических регламентов Таможенного союза, и жесткое отслеживание со стороны контрольных органов их исполнения".

По мнению Семашко, для минимизации потерь белорусских производителей необходимо установить единые незыблемые правила производства и реализации продукции при подготовке нормативной базы Единого экономического пространства. В данной связи он сказал: "Стоит задача - решить эту проблему до 1 января 2015 года. Но некоторые вопросы необходимо решить намного раньше. Кто бы что ни говорил, но рынок России и Таможенного союза остается одним из основных наших рынков, и мы должны иметь на нем определенные и понятные правила игры. Это будет залогом успешной работы нашей промышленности и в целом народнохозяйственного комплекса".

Как сообщало ИА REGNUM, 24 октября в Минске Владимир Путин и Александр Лукашенко по итогам заседания Высшего Евразийского экономического совета заявили, что наличие изъятий и ограничений во взаимной торговле стран Таможенного союза и ЕЭП, формирующих Евразийский союз, должно остаться в прошлом. "Если эти изъятия мы из наших правил в рамках Таможенного союза будем убирать, то они должны быть убраны все", - заявил Путин. "Во всяком случае, если мы должны двигаться по этому пути, то тоже сбалансировано и учитывая интересы друг друга, - добавил президент РФ. - Мы понимаем, что для наших партнёров важно исключить эти изъятия, связанные с нефтепродуктами, с нефтью и так далее. Мы готовы. Для нас это потери бюджета, но мы готовы это сделать". Путин подчеркнул: "Мы рассчитываем на то, что и партнёры пойдут нам навстречу, убирая те изъятия, которые для них, как они считают, важны". В свою очередь, Александр Лукашенко заявил: "Мы готовы работать сегодня без изъятий и ограничений".

Вечером 24 октября проблематику отмены изъятий и ограничений во взаимной торговле прокомментировал журналистам первый зампред правительства РФ Игорь Шувалов. По его словам, Белоруссия готова подписать документы об отмене данных ограничительных мер, но не готов Казахстан. Он отметил, что официальный Минск интересует отмена Россией вывозных пошлин на российскую нефть и нефтепродукты: согласно договорённостям в рамках Таможенного союза, белорусская сторона уплачивает таковые при реэкспорте российской нефти и нефтепродуктов за пределы союза, а также при экспорте за пределы союза нефтепродуктов, выработанных из российской нефти. Однако Москва готова на отмену данных ограничений, сказал Шувалов, отметив: " Это означает, что с 1 января 2015 года для Белоруссии не будут применять экспортные пошлины". Другое дело - Казахстан, отметил Шувалов: Астана настаивает на сохранении изъятий в сфере услуг, опасаясь неконкурентоспособности своих предприятий, т.к. российские банки и страховщики предлагают более привлекательные условия. Поэтому, сказал Шувалов, в случае с Казахстаном потребуется "значительный переходный период - как минимум несколько лет". В целом, сообщил Шувалов, изъятия и ограничения будут проанализированы и к марту 2014 года главам государств будет представлен перечень изъятий и ограничений, а также план их отмены с указанием конкретных сроков. По словам Шувалова, действие ограничительных мер во взаимной торговле сохранится и с 1 января 2015 года, когда будет подписан договор о создании Евразийского союза. Изъятия и ограничения в Евразийском союзе Шувалов подразделил на две категории: те, которые "будут действовать всегда" и временные, по которым будет предложен график их отмены.