Госдума обсудит проект федерального бюджета на 2014-2016 годы
Москва, 25 октября, 2013, 00:05 — ИА Регнум. Сегодня, 25 октября, Государственная дума РФ в первом чтении обсудит проект федерального бюджета на 2014-2016 годы, передает ИА REGNUM. Главный финансовый документ страны впервые сформирован по программному принципу - на основе государственных программ.
Основные показатели
Предполагается, что доходы федерального бюджета в 2014 году составят 13,571 трлн рублей, или 18,5% ВВП. В 2015 году они вырастут до 14,565 трлн рублей, или 18,3% ВВП, в 2016 году - до 15,906 трлн рублей, или 18,3% ВВП. Расходы федерального бюджета в 2014 году, как ожидается, будут составлять 13,960 трлн рублей, или 19% ВВП, в 2015 году - 15,362 трлн рублей, или 19,3% ВВП, в 2016 году - 16,392 трлн рублей, или 18,9% ВВП. Дефицит бюджета в 2014 году будет на уровне 389,6 млрд рублей, или 0,5% ВВП, в 2015 году - 797 млрд рублей, или 1% ВВП, в 2016 году - 487 млрд рублей, или 0,6% ВВП. Цена на нефть марки "Юралс" на плановый на 2014 - 2016 годы прогнозируется в пределах 101-100 долларов США за баррель.
Комитет Госдумы по бюджету и налогам отмечает, что в основе проекта бюджета реализован подход полной функциональной зависимости российской экономики от состояния внешних рынков сырья. При этом бюджет, как ключевой экономический документ, не отвечает на вопрос, как и что будет осуществляться для реструктурирования модели отечественной экономики и снижения зависимости экономики и бюджетной системы России от внешнеэкономической конъюнктуры. "Все обсуждаемые "институциональные изменения" продолжают уже начатые меры и носят скорее частный характер", говорится в заключении профильного комитета Госдумы.
Предлагается в 2014 году заморозить регулируемые цены (тарифы) на товары (услуги) организаций инфраструктурных отраслей для всех категорий потребителей, кроме населения. Регулируемые цены на природный газ для населения предлагается, по прогнозу, увеличивать в среднем за год в 2014 году на 10,2%, что приведет к их превышению над среднегодовым прогнозируемым уровнем потребительских цен на 4,6 процентного пункта. Прирост тарифов на электроэнергию для населения, по прогнозу, в среднем за год увеличивается в 2014 году на 8,1 % и превысит среднегодовой прогнозируемый уровень потребительских цен на 2,5 процентного пункта. Прирост тарифов на тепловую энергию для населения, по прогнозу, в среднем за год увеличивается в 2014 году на 7,4 % и превысит среднегодовой прогнозируемый уровень потребительских цен на 1,8 процентного пункта.
Согласно прогнозу курс доллара США к рублю в 2013 году оценивается на уровне 32 рубля за 1 доллар США, в 2014 году составит 33,4 рубля за 1 доллар США, в 2015 году - 34,3 рубля за 1 доллар США, в 2016 году - 34,9 рубля за 1 доллар США. Между тем в Основных направлениях денежно-кредитной политики Банк России, характеризуя политику валютного курса, отмечает рост неопределенности динамики курса рубля в среднесрочной перспективе, так как "в условиях повышения гибкости курсообразования обменный курс рубля будет формироваться под влиянием преимущественно рыночных факторов, в том числе трансграничных потоков капитала, подверженных резким и труднопредсказуемым колебаниям вслед за изменением настроений участников финансовых рынков". По мнению Счетной палаты, такая неопределенность динамики курса национальной валюты может негативно воздействовать на социально-экономическое развитие страны, так как курсовая политика оказывает существенное влияние на доходную часть бюджетной системы, а также влияет на экономическую политику хозяйствующих субъектов.
Объем Резервного фонда составит к концу 2016 года 4,3 % ВВП, Фонд национального благосостояния - 3,4 % ВВП.
Объем государственного долга Российской Федерации увеличится с 12,0 % ВВП в 2013 году до 14,3 % в 2016 году. Государственный внутренний долг увеличится с 6 052,5 млрд рублей (9 % ВВП) в 2013 году до 9 335,5 млрд рублей (10,8 % ВВП) в 2016 году. Государственный внешний долг увеличится с 66,2 млрд долларов США в 2013 году до 88,5 млрд долларов США в 2016 году.
Социальная политика
Проектом бюджета предусмотрено сокращение номинальных расходов федерального бюджета на социальную политику на 7,8%: с 3837,5 млрд рублей в 2013 г. до 3536,8 млрд рублей в 2014 году. В реальном выражении расходы федерального бюджета на социальную политику сократятся на 12,2%. Темп сокращения реальных расходов на социальные цели на 11 процентных пунктов выше темпа сокращения всех реальных расходов федерального бюджета, который составит 1,2%, подчеркивает комитет по бюджету.
Отметим, что в проекте федерального бюджета на 2014-2016 годы предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Социальная поддержка граждан" в 2014 году - 1 088 411,3 млн рублей, в 2015 году - 1 161 178,1 млн рублей и в 2016 году - 1 177 989,6 млн рублей. Вероятно в связи с тем, что проект федерального бюджета подготовлен на основе программного подхода в формировании расходов, в бюджетной классификации изменены названия многих целевых статей и видов расходов и их коды, применявшиеся в прежней классификации расходов, отмечает комитет Госдумы по труду и социальной политике. Кроме того, целевые статьи расходов представлены в укрупненном виде без их разбивки по более детальным видам расходов. "Все это существенно затрудняет понимание конкретного целевого назначения статей расходов. Однако ни в пояснительной записке, ни в других материалах к проекту федерального закона о федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годов никаких дополнительных сведений и разъяснений не представлено", -констатируют в профильном комитете.
Здравоохранение
В проекте федерального бюджета на 2014-2016 годы предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Развитие здравоохранения" в 2014 году - 351 459,4 млн рублей, в 2015 году - 259 361,7 млн рублей и в 2016 году - 263 265,1 млн рублей. Однако комитет Госдумы по охране здоровья обращает внимание на то, что "предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с утвержденными в паспорте государственной программы в 2014 году уменьшены на 21,8 млрд рублей, в 2015 году - на 18,4 млрд рублей, в 2016 году - на 28,5 млрд рублей". Кроме того, профильный комитет по охране здоровья считает, что для сохранения доступности высокотехнологичной медицинской помощи необходимо продолжить ее оказание за счет средств федерального бюджета, предусмотрев на 2015 и 2016 годы по 45,6 млрд. рублей.
Образование
Комитет Госдумы по бюджету и налогам констатирует, что "идет не только относительное, но и абсолютное снижение расходов на образование". Доля в общем объеме расходов федерального бюджета по данному разделу по сравнению с 2013 годом (5,1%) уменьшается и составит в 2014 году 4,3 %, в 2015 году 4,1% и в 2016 году-3,9%. По отношению к объему ВВП 2014-2016 гг. доля расходов раздела "Образование" по сравнению с 2013 годом (1,0%) снижается и составит в 2014 и 2015 годах - 0,8% ежегодно и в 2016 году - 0,7%. Кроме того, комитет Госдумы по образованию отмечает, что для исполнения поручений президента РФ по обеспечению 100%-ной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет требуется пролонгация финансирования модернизации региональных систем дошкольного образования, по крайней мере, на 2014 и 2015 годы. Таким образом, в проекте бюджета необходимо предусмотреть дополнительно предоставление субсидий субъектам РФ на реализацию программ (проектов) развития дошкольного образования в объемах 100,0 млрд рублей на 2014 год и 100 млрд рублей на 2015 год, подсчитали в комитете по образованию.
Жилье
В проекте федерального бюджета на 2014-2016 годы предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" в 2014 году - 98, 943 млрд рублей, в 2015 году - 75,82 млрд рублей и в 2016 году - 50,5 млрд рублей. На реализацию ФЦП "Жилище" в 2014 году снижение расходов относительно уровня 2013 года составит 19,9 млрд рублей, в 2015 году относительно уровня 2014 года - 23,11 млрд рублей, в 2016 году относительно уровня 2015 года - 25,23 млрд рублей. Это связано с постепенным завершением мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
В то же время, по подсчетам комитета Госдумы по жилищной политике указывает на то, что при сохранении ежегодного финансирования в объеме 4 359 млн рублей для обеспечения жильем инвалидов, семей, имеющих детей инвалидов, и ветеранов боевых действий, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., потребуется 22 года.
Профильный комитет также обращает внимание на то, что после 1 января 2016 года переселение граждан из жилищного фонда, признанного аварийным и подлежащим сносу, в рамках подпрограммы "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России" планируется к осуществлению за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Правопорядок
Финансирование госпрограммы "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности" в 2014 году составит 906, 079 млрд рублей, в 2015 году - 906,46 млрд рублей и в 2016 году - 912,1 млрд рублей. Расходы на реализацию программы уменьшатся в 2014 году относительно уровня 2013 года на 6 615,8 млн рублей, что связано с дополнительным финансированием в 2013 году разовых решений президента РФ и правительства РФ.
Внешнеполитическая деятельность
Госпрограмма "Внешнеполитическая деятельность" будет финансироваться в 2014 году на уровне 73 174,5 млн рублей, в 2015 году - 75 046,5 млн рублей и в 2016 году - 76 259,1 млн рублей. Больше всего средств будет направлено на выплату по ставке взноса России в регулярный бюджет ООН - она возросла на 52%. Со своей стороны комитет Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, являющийся комитетом-соисполнителем по указанной программе, отмечает, что уровень финансирования данной программы в целом обеспечивает выполнение основных задач в области внешнеполитической деятельности России и исполнения ею принятых на себя международных обязательств.
Программы
Вместе с тем по ряду разделов расходов федерального бюджета наблюдается рост в реальном выражении. К таким разделам относятся: физическая культура и спорт где рост расходов в реальном выражении составляет 20,38%, национальная экономика (16,4%), охрана окружающей среды (15,4%), национальная оборона (12,5%),общегосударственные вопросы (5,8%), обслуживание государственного и муниципального долга (5,5%).
Регионы
Что касается бюджетов регионов, то в заключении Счетной палаты отмечается, что консолидированные бюджеты субъектов РФ прогнозируются с дефицитом на 2014 год в сумме 222,5 млрд рублей (0,3% ВВП), в 2015 году - 195,8 млрд рублей (0,2% ВВП) и в 2016 году - 100,8 млрд рублей (0,1% ВВП). Количество регионов, консолидированные бюджеты, которых в 2012 году сведены с дефицитом увеличилось с 57 до 67 - в 2013 году к ним присоединится не менее 6 регионов, отмечает Счетная палата. Отметим, что по данным Счетной палаты, объем общего долга субъектов РФ и муниципальных образований на 1 августа 2013 года составил 1 599,9 млрд рублей и по сравнению с докризисным 2008 годом увеличился в 2,3 раза, в том числе государственный долг субъектов РФ - 1352,9 млрд рублей - в 2,3 раза.
Анализ Счетной палаты прогноза социально-экономического развития регионов на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов показывает, что существенные различия между наиболее экономически развитыми и наименее экономически развитыми регионами сохраняется на ближайшую перспективу. При этом по уровню бюджетных возможностей (до межбюджетного выравнивания) дифференциация между десятью наиболее и десятью наименее финансово обеспеченными субъектами РФ в 2014 году составит 6,2 раза (в 2013 году - 6,7 раза).
Кроме того, законопроектом предусматривается выделить бюджетам субъектов РФ на реализацию указов президента РФ от 7 мая 2012 года в 2014 году 120,0 млрд рублей, в 2015 году - 130,0 млрд рублей и в 2016 году - 150,0 млрд рублей.
Недостатки нового бюджета
Комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал нижней палате парламента принять проект бюджета на 2014-2016 годы. Однако, по мнению комитета, целевые показатели государственных программ не в полной мере позволяют оценить степень реализации целей и задач. Не приведены обоснования возможности достижения количественных значений целевых показателей. По отдельным госпрограммам отсутствует положительная динамика планируемых результатов при одновременном росте финансового обеспечения. Отсутствуют единые подходы к сбору и представлению информации о выполнении показателей. "Многовариантность методик их расчетов и способов получения отчетных данных может затруднить своевременный и качественный контроль за ходом реализации госпрограмм, степенью достижения запланированных результатов", отмечает комитет. "Требуется принятие дополнительных системных мер по совершенствованию статистического наблюдения для определения количественных характеристик результатов реализации госпрограмм", - считают в комитете Госдумы.