Между Россией и Китаем нет консенсуса о расширении Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), в чем нет и необходимости на данный момент. Об этом в интервью корреспонденту ИА REGNUM 12 сентября заявил президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов, говоря о возможности вступления имеющего в организации статус наблюдателя Ирана в ШОС.

Как отметил он, ряд евразийских стран проявлял интерес к ШОС, в том числе и Иран, однако согласия о том, кто должен пополнить ряды организации нет. "Мне кажется, этого не произойдет в данный момент, потому что в этом и нет необходимости", - сказал он.

По его мнению, вступление Ирана в ШОС могло бы быть осмысленным шагом только в случае наличия внятного плана, стратегии предотвращения военных решений конфликтов в регионе. "Если такая стратегия есть, то это можно обсуждать, но просто как отдельно взятое решение - нет", - считает он.

Что касается возможного влияния вступления Ирана в организацию на ближневосточную и средневосточную тематики, то, по мнению эксперта, это бы поставило вопрос о вступлении в ШОС и других государств, к чему в организации сейчас не готовы. "Вообще ШОС мог бы играть более активную роль на Среднем Востоке. Стабилизирующую роль по профилактике вооруженных конфликтов и внешних вмешательств. Это - факт. Но для этого расширение организации не является необходимым", - убежден Ремизов.

Говоря о возможности усиления ШОС как противовеса влиянию США в Средней Азии в результате присоединения Ирана к организации, Ремизов, в частности, отметил, что это не является самоцелью, однако вступление в организацию Ирана само по себе станет фактором дополнительного конфликтного напряжения в отношении США. "Это не страшно, это и не самоцель", - заметил он.

Отвечая на вопрос, Ремизов также отметил, что сирийский вопрос станет одной из основных тем на площадке ШОС, саммит глав государств которой состоится в Бишкеке 13 сентября. "И это вполне резонно, потому ШОС объединяет, в основном, государства, которые не заинтересованы в исламском взрыве в регионе, частью которого является Сирия. Поэтому использовать ШОС для международного усиления данной политики, как мне кажется, можно и нужно. Надо сказать, что до сей поры Китай, который, хотя и не заинтересован в дестабилизации Ближнего и Среднего Востока, на международной арене занимает менее определенную позицию и в этом отношении Россию поддерживает не слишком активно. В формате ШОС это можно было бы исправить", - отметил он, говоря о возможной жесткой регламентации "сирийского вопроса" в Бишкекской декларации ШОС.

В ходе разговора эксперт также коснулся вопроса создания Банка ШОС, что усилит влияние Китая в регионе, и возможного адекватного ответа России на это. "Влияние в Средней Азии растет в любом случае. Это фактически неизбежно. В ряде случаев это выгодно и России. Я имею в виду создание производственных, инфраструктурных проектов с участием Китая, которые могут обеспечить дополнительную занятость для жителей региона. Наверное, исключение составляют транзитные проекты, которые идут через Среднюю Азию в обход России. Это не в интересах Москвы, и в каждом конкретном случае мы должна искать какие-то решения, которые будут более интересными и приоритетными для развития маршрута", - говорит Ремизов, отмечая, что главным и стратегическим инструментом для России в этом отношении является ОДКБ, которая с одной стороны является гарантом безопасности данного региона, а с другой - "аморфной структурой", имеющей потенциал для усиления. "Сегодня ОДКБ напоминает ЕврАзЭс до создания Таможенного союза. Наполнение ОДКБ реальным содержанием в плане повышения эффективности данной организации, мне кажется, является приоритетом, который может позволить России ответить Китаю", - считает он.