Группа сотрудников пятого отдела МВД Молдавии приехала 29 августа в столицу Гагаузии Комрат с постановлением о приводе для допроса в Кишинев председателя постоянной комиссии Народного собрания (парламента) Гагаузии по юридическим вопросам, правам человека, законности, правопорядку, информационной политике и СМИ Ивана Бургуджи. Как сообщил ИА REGNUM сам Бургуджи, представители МВД сообщили, что они якобы несколько раз посылали депутату повестки, но не могли его найти.

При этом в постановлении о вызове на допрос были указаны неверные личные данные гражданина Бургуджи. "Я сказал господам полицейским, что в постановлении указан другой человек для привода, а не я, - сообщил Иван Бургуджи. - Поскольку в постановлении указаны не мои исходные данные, а другого человека. Кроме того, несколько раз они меня не могли вызывать повестками, поскольку согласно закону повестка высылается за пять дней. Если материал зарегистрирован 22 августа 2013 года, то повестку послали 23 числа, с тем, чтобы я явился для допроса не ранее 28 числа. А сегодня 29 число. Когда и куда они отправили повестки с приглашением меня для допроса, мне так и не смогли объяснить".

В итоге, по словам гагаузского парламентария, сотрудники МВД выписали ему другую повестку. "Снова господа, как всегда, хотят попытаться меня запугать, чтобы я заткнул свой рот и не был таким активным. И это несмотря на то, что я депутат Народного собрания Гагаузии и обладаю иммунитетом", - заявил Иван Бургуджи. На врученной ему повестке он указал, что не был ознакомлен с сутью и содержанием материалов, по которым ведется следствие, и в качестве кого он вызывается к следователю.

Ранее, напомним, депутат НСГ Иван Бургуджи неоднократно заявлял, что в случае продолжения нарушения Молдавией закона о статусе Гагаузской автономии, речь пойдет о конфедеративном устройстве страны или создании независимого гагаузского государства. Ему также принадлежит инициатива создания в Гагаузии собственных спецслужб. Позже Бургуджи предложил провести в автономии до конца текущего года референдум об отношении к внутренней и внешней политики Молдавии, а также об отложенном статусе независимого гагаузского государства на случай объединения Молдавии с Румынией. Предложение последовало после того, как в конце июня инициативная группа собрала в Гагаузии более 5 тыс. подписей под документом, предлагающим в качестве реакции на постоянное нарушение молдавскими властями закона об особом статусе Гагаузии провести референдум о выходе из состава Молдавии и возврате в рамки независимой Гагаузской Республики, провозглашенной 19 августа 1990 года, а также о вступлении Гагаузии в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана или в Евросоюз.

Справка ИА REGNUM: Независимая Гагаузская Республика была провозглашена 19 августа 1990 года на I Съезде народных депутатов юга Молдавской ССР, в то время как Республика Молдова провозгласила свою независимость только 27 августа 1991 года. Первым и единственным президентом Гагаузской Республики был Степан Топал, а Верховный совет ГР возглавлял Михаил Кендигелян. В октябре 1990 года, в качестве реакции на взятый властями Молдавской ССР курс на объединение с Румынией, самоопределившаяся Гагаузская Республика объявила о начале выборов в Верховный совет Гагаузии. Это послужило предлогом для отправки в Гагаузию автоколонны с активистами Народного фронта Молдавии и "волонтеров" из Румынии в сопровождении отрядов милиции с целью срыва выборов и подавления гагаузского движения за национальную независимость. На здании молдавского парламента в тот период времени висели плакаты "Гагаузия - лишай на теле Молдавии" и "Хороший гагауз - мертвый гагауз". "Поход на Гагаузию" возглавил премьер-министр Молдавии Мирча Друк - один из лидеров Народного фронта Молдавии. Акция повлекла за собой жертвы среди населения Гагаузии. Эскалации конфликта удалось избежать благодаря вмешательству частей Вооруженных сил СССР и добровольцев из Приднестровской Молдавской Республики. Просуществовав в качестве независимого государства 4 года, в 1994 году Гагаузия отказалась от курса на независимость, согласившись на статус автономии в составе Молдавии. При этом положения Закона об автономном статусе Гагауз Ери, касающиеся прав и полномочий Гагаузской автономии, вплоть до сегодняшнего дня не исполняются в полной мере и постоянно нарушаются молдавскими властями. В частности, официальный Кишинев подвергает сомнению положения закона о праве Гагаузии на внешнее самоопределение в случае утраты Молдавией независимости и право на участие в формировании внутренней и внешней политики Молдавии в вопросах, касающихся интересов Гагаузии, а периодически и сам статус автономно-территориального образования.