Экс-посол России в Грузии Вячеслав Коваленко поделился с ИА REGNUM своими впечатлениями о стране, которую вынужден был покинуть в августе 2008 года.

Я не был в Тбилиси почти пять лет после того, как из-за вероломно начатых военных действий Грузии против Южной Осетии в августе 2008 года дипломатические отношения между нашими странами были прерваны. За эти годы в стране произошли серьезные перемены. К власти пришли новые силы, объединенные движением "Грузинская мечта" во главе с общественным деятелем Бидзиной Иванишвили. В руководстве страны появились здравомыслящие люди. Они пытаются найти выход из затяжного политического, экономического и идеологического кризиса, в который загнал Грузию режим Михаил Саакашвили. Наметились перемены к лучшему в российско-грузинских отношениях.

Новая власть пытается придать внешнеполитическому курсу определенную респектабельность. В нем уже нет откровенной русофобии и угрозы применения силы в решении территориальных проблем. И тем не менее остается много противоречий, крайностей, которые мешают Тбилиси объективно взглянуть на положение дел в регионе, оценить роль и возможности встать на верный путь выхода из политического кризиса.

Не первый раз приходится повторять, что не в интересах Грузии дружить с кем-то против кого-то. Ставка на НАТО, на односторонние союзнические отношения с Евросоюзом не приведет к сбалансированному развитию страны. Время это подтвердило. Нужен иной алгоритм действий, и прежде всего в отношениях с соседями. Многие уже осознают важность постепенного налаживания торгово-экономических взаимовыгодных связей с абхазами и югоосетинами, постепенный переход на этой базе к созданию с участием России, возможно, других стран общего рынка, способного вернуть в регион стабильность, доверие и партнерские отношения, сделать его одним из связующих звеньев на евразийском пространстве от Атлантики до Тихого океана.

Тбилиси внешне явно похорошел. Но пристальный взгляд не позволяет сказать о том, что страна процветает, не можем не замечать бедность, огромный социальный разрыв, отсутствие у большинства людей уверенности в завтрашнем дне.

Правительство Иванишвили пытается оздоровить обстановку, но экономическая ситуация слишком запущена. Неолиберальный план Михаила Саакашвили, основанный на финансовой и товарной открытости страны, дешевой рабочей силе и свертывании социальной сферы, провалился. Очевидно, необходимо время, выверенные шаги, осмысленная внешняя политика. Люди пока верят, что все это со временем придет. Но как долго такая вера будет сохраняться, сказать трудно.

В широких общественных кругах идет осмысление периода либеральных реформ, которые проводились под руководством Михаила Саакашвили. Зреет понимание, что тотальная распродажа государственной собственности, включая землю, разорила страну и народ. Циничным выглядит модный в то время лозунг: "Продать можно все, кроме совести". Говорят, что процветающей Грузии больше нет. Не могу согласиться с таким приговором, поскольку всегда верил в мудрость и жизнестойкость грузинского народа, верил, что не все продается и покупается, верил в то, что дух и патриотизм грузин сильнее власти золотого тельца, верил также в то, что грузинский народ, опираясь на свою историю, сам способен определить, какие ценности служат национальным интересам его страны.

Западный путь или западная модель, с ее либеральными ценностями в экономике, и моральными - в формировании общественного климата, бесцеремонно навязываются Грузии, постепенно меняя ее облик и создавая угрозу потери самобытности как уникального государства и народа. Меня всегда удивляло стремление отдельных грузин быть больше европейцами или американцами, чем грузинами. Спрашивается, а зачем Грузии этот космополитизм, который уничтожает их особенность как одного из древнейших народов на Земле, зачем ей нужно стирать грани своей самобытности?

О т.н. западных ценностях сегодня говорят много, убеждают, что они, мол, должны составлять фундамент экономического прогресса и социального благополучия. Навязывая их, порой в грубой и уничижительной форме, Грузию среди прочего заставляют принять то, что противоречит вековым традициям, обычаям, семейному и общественному укладу, ее настраивают против православной морали. Ведь смотрите, что происходит. Европа впадает в содомский грех и тянет за собой Грузию. Сегодня уже десять стран Евросоюза признали однополые браки, распространяется инцест, то есть сожительство родителей с детьми. И это нравственное разложение грузинского общества может иметь продолжение.

Сейчас вопрос стоит так: чем станет Грузия на карте мировой политики - государством-клиентом, выполняющим за ничтожную плату отдельные поручения западных хозяев, или самостоятельным государством, поддерживающим взаимовыгодные равноправные отношения со всеми странами, и в первую очередь - с соседями. Большинство населения понимает, что для развития Грузии необходимо сближение с соседними государствами, а не слепое следование в фарватере западной политики.

Страна ищет новый путь. Каким он будет - вопрос непростой. Многое, конечно, зависит от команды, которая создает политическое ядро движения "Грузинская мечта", ее способности противостоять давлению Запада, который пытается сохранить с Грузией заложенные еще режимом Михаила Саакашвили отношения как с клиентом. Последний пример в этой связи - недавние угрозы в адрес Грузии еврокомиссара Штефана Фюле и высокопоставленных европарламентариев в связи с возбужденным против экс-премьера Вано Мерабишвили уголовным делом по обвинению в коррупции и превышении полномочий. Решение грузинского суда по этому делу чиновники Евросоюза и Госдепартамента называют "сведением политических счетов", а Михаил Саакашвили - "выполнением заказа Москвы".

В общем-то старая песня, избитые штампы, которые с приближением президентских выборов будут все чаще использоваться западными "доброжелателями" Грузии как методы политического давления. Им не нужна Грузия с самостоятельной, отвечающей подлинно национальным интересам политикой.