Непредсказуемые латвийские муниципальные выборы: интервью
Латвия, 28 апреля, 2013, 10:45 — ИА Регнум. В Латвии 1 июня пройдут муниципальные выборы. Корреспондент ИА REGNUM беседует о предвыборных перспективах с известным латвийским социологом Андреем Солопенко.
ИА REGNUM: Каков ваш прогноз относительно исхода выборов в столице?
Разумеется, математическое большинство в Риге завоюет "Центр согласия" - это даже не обсуждается. Главная интрига заключается в том, сумеет ли ЦС набрать столько голосов, чтобы получить больше половины мест в Думе, или нет? Другими словами, вопрос в следующем: продолжат ли "цээсовцы" свое правление в столице, или окажутся вынуждены уступить коалиции из соперничающих с ними партий? Однозначного ответа на него дать пока невозможно. Тут можно назвать два фактора, обуславливающих нынешнюю нестабильность ситуации. Во-первых, если говорить о партиях, изначально считающихся аутсайдерами нынешней предвыборной гонки - это "зеленые", Крестьянский союз и Партия реформ - то до сих пор не ясно: сумеют ли они завоевать по пять процентов голосов, обеспечивающих попадание в Думу? Если смогут, то тогда, видимо, сам по себе ЦС не наберет столько, сколько требуется для того, чтобы править в Риге. Правда, ходит слух, что "зеленые" или ПР - хотя сейчас они это отрицают! - после выборов могут договориться с "Центром согласия" о создании коалиции и поддержать продолжение полномочий Нила Ушакова, в качестве мэра столицы. А вот если эти две партии не пройдут, то тогда ЦС точно получит необходимый ему объем избирательских симпатий. Это связано с тем, что, согласно латвийскому законодательству, голоса партий, не прошедших пятипроцентный барьер, пропорционально делятся между их более удачливыми конкурентами.
Второй нюанс связан с феноменом партии Владимира Линдермана "За родной язык" ("ЗаРЯ"). Тут, опять же, еще непонятно: пройдет ли "ЗаРЯ" заветный пятипроцентный барьер, за которым маячат депутатские кресла? Если успех будет им сопутствовать, то они, по их же собственным словам, поддержат Ушакова в качестве мэра. И действительно, с их стороны, это наиболее естественное решение. А вот если они таки не пройдут, то встает вопрос: сколько голосов они оттянут у "Центра согласия"? Это немаловажно, ибо "ЗаРЯ" ориентируется примерно на тот же электорат, что и ЦС - на русскоязычный сектор, в основном. Если "За родной язык" наберет 1-2%, то ЦС данная ситуация ничем не грозит. А вот если им не хватит до 5% всего лишь какой-то чуточки - тут уже совсем наоборот.
Наконец, третий фактор: решение "Центра согласия" двигаться единым списком с партией "Честь служить Риге". Идя на такой шаг, верхушка ЦС рассчитывала, что глава ЧСР, вице-мэр столицы Андрис Америкс сумеет привлечь для списка голоса латышского электората, вернее его умеренной части, менее озабоченной национальным вопросом. Если данный расчет оправдается, то для Ушакова и ЦС станет воплотившимся событием знаменательный факт - как латышские, так и русские избиратели в значительном количестве поддержат одну и ту же политическую силу.
ИА REGNUM: А почему этот факт окажется настолько знаменательным?
Тут надобно вернуться к временам V Сейма, правившего в 1993-95 годах. В нем было представлено такое политическое объединение "Согласие - Латвии, возрождение - народному хозяйству", возглавлявшееся Янисом Юркансом. В тогдашнем составе парламента они располагали 13 депутатскими местами. Вот их электорат, согласно опросным данным, примерно поровну состоял из русских и латышей: почти 50 на 50. То оказался единственный за многие годы пример, когда представители обоих общин равно поддержали какую-то политическую силу. Однако, данное объединение долго не просуществовало и довольно быстро раскололось на партии "Согласие" и "Возрождение" - в первую ушли русскоязычные, а во вторую латышские прагматики. Собственно, историческое значение предстоящих выборов в Риге будет зависеть от ответа на вопрос: пойдет ли латышский избиратель голосовать за список Нила Ушакова или нет? Ведь в течение прошедших четырех лет Ушаков все время пытался играть и на латышском поле. Он старался решать хозяйственные вопросы, позиционируя себя перед латышами в качестве наиболее эффективного градоначальника. Немного осталось, чтобы узнать, насколько успешной оказалась эта тактика.
ИА REGNUM: Вообще, каков сейчас предвыборный расклад в Риге?
Как я уже говорил, "Центр согласия" является явным фаворитом этой гонки. Далее, по популярности идут "Единство" и Национальный союз VL-ТБДННЛ. Если ознакомиться с имевшейся с начала года динамикой, то можно убедиться, что рейтинг "Единства", являющегося главной правящей в Сейме партией, сильно упал. В свою очередь, реноме Нацсоюза немного выросло - но, в целом, значительная часть латышского электората ушла в так называемую "серую зону", то есть в неопределившиеся. Это связано с несколькими причинами. С одной стороны, тут оказывает влияние предвыборная риторика "Единства" и то, что они поставили во главе своего списка экс-министра культуры Сармите Элерте. Элерте - достаточно одиозная фигура, четко ассоциирующаяся исключительно с национальным вопросом. Кроме того, свой же латышский избиратель "прокатил" ее на прошлых парламентских выборах. Такой выбор кандидата свидетельствует о том, что "Единство" не видит "Центр согласия" в качестве своего конкурента в Риге. Главные соперники для них - именно националисты из VL-ТБДННЛ. Как я понимаю, между ними сейчас идет борьба за второе место. Поэтому, рейтинг "Единства" и падает - вряд ли они смогут обыграть Нацсоюз на поле последнего, там, где он традиционно очень силен. К тому же, Элерте и как человека мало кто воспринимает мэром. Есть, конечно, относительно небольшая группа латышского населения, которая ее боготворит, но, в целом, для большинства латышей она неприемлема на посту председателя Думы.
Что же до рейтинга остальных партий, то он находится в пределах статистической погрешности - пока, кроме ЦС, Нацсоюза и "Единства" пятипроцентный барьер не проходит никто. Хотя, не исключено, что Партия реформ или "зеленые" таки его преодолеют. Что касается партии "ЗаРЯ", то у них главная проблема в том, что рейтинг узнаваемости и рейтинг избирательских симпатий являются разными вещами. Узнаваемость у "ЗаРЯ" сейчас очень высокая. Сумеют ли они конвертировать это в благоприятный для себя исход выборов - выяснится очень скоро. Вообще, повторю, что в Риге до сих пор большое количество неопределившихся избирателей. Возможно, эти люди сделают свой выбор лишь в самый последний момент. Куда этот маятник качнется - пока сказать сложно. К слову, скажу еще раз банальную истину: доверие электората трудно заслужить, но очень легко утерять. У нас имеется наглядный пример, подтверждающий эту аксиому.
ИА REGNUM: Что вы имеете в виду?
Речь идет о Партии реформ. Она была создана экс-президентом Затлерсом на волне его популярности после принятого решения по роспуску Сейма. К тому же, данная партия применила очень уж популистскую риторику, которая действует лишь на кратковременный момент. У каждой политической силы бывает "медовый месяц" со своим избирателем: но у всех он длится по-разному. В связи с царившей тогда эйфорией, ПР был выдан очень большой кредит доверия - в надежде на перемены. Но после выборов никаких изменений не получилось, а "Единство" переиграло Партию реформ по многим позициям. Надежды не оправдались. В результате, рейтинг этой партии очень резко - не постепенно! - упал. Упал так, что вряд ли уже поднимется.
ИА REGNUM: А если говорить о самоуправлениях за пределами столицы, то там тоже уже складывается некая единая картина?
Да, вполне - ведь списки уже поданы. Всего зарегистрировано 8656 кандидатов от 580 команд. Правда, в семи маленьких муниципалитетах фигурирует всего по одному предвыборному списку. Но есть и гораздо более интересные самоуправления: например, второй по значению в республике город Даугавпилс. Согласно известным мне опросным данным, более половины населения этого города не знает, за кого голосовать. То есть, представители политических сил, которые уже были у власти, так "наследили", что отпугнули от себя большое количество электората - и тут может не помочь даже то, что они перегруппировались за счет возникших, словно грибы после дождя, новых региональных партий. Поэтому, уже в результате последних раздумий перед избирательной урной, многие голоса могут быть отданы новым претендентам. Среди них та же "ЗаРЯ", "Альтернатива" или команда Юрия Зайцева, чью партию не зарегистрировали, но они, в итоге, влились, в список доселе неизвестного объединения "Возрождение Даугавпилса". Впрочем, в этом плане тактически грамотным выглядит и решение "Центра согласия", в список которого нынешние депутаты Думы не попадут. Таким образом, ЦС отмежевался от "художеств", творившихся народными избранниками, прошедшими по его прошлому списку - в частности, от прогремевшего недавно коррупционного скандала с участием вице-мэра Вячеслава Ширякова. А вообще, нельзя не заметить, что будущая Дума Даугавпилса будет "кусочной", мозаичной - с учетом одиннадцати поданных там списков, ни один из которых не имеет решающего преимущества. На кресло мэра претендуют как нынешняя градоначальница Жанна Кулакова (Партия реформ), так и предыдущие председатели Гордумы Янис Лачплесис (Латгальская партия) и Рита Строде (Партия развития). Русскоязычный фланг, традиционно в Даугавпилсе сильный, представлен и "Центром согласия" и "ЗаРЯ" и вышеупомянутым Юрием Зайцевым. В этой ситуации, депутатам следующей Думы придется пройти долгий путь переговоров, компромиссов и взаимных уступок - дабы сколотить коалицию.
ИА REGNUM: В каких еще городах Латвии можно отметить интересную ситуацию?
В первую очередь, в Юрмале и Резекне. Там списков претендентов еще больше, нежели в Даугавпилсе. В частности, в Юрмале на протяжении многих лет наблюдается абсолютный политический "раздрай" - там четыре раза досрочно меняли мэров, например. Сейчас экс-мэры Раймонд Мункевиц, Гатис Трукснис снова претендуют на градоначальничье место. Там тоже в Думу могут пройти большое количество партий, проведя по 1-2 депутатов. В этой ситуации понятие "победы" теряет, во многом, свой смысл. Допустим, у твоих конкурентов по одному или двум местам, а у тебя три - ну и что? Так что, всем им после 1 июня придется долго и мучительно договариваться.
В Резекне - другая ситуация. Там все поделено на два лагеря: один сгруппировался вокруг нынешнего мэра Александра Барташевича (Центр согласия), а второй - это все остальные, кто против него. Поскольку выборы муниципальные, а не парламентские, то в них заметно слабее выражен этнический фактор. Зато на первый план выходит, как я выразился бы, "фактор конкретного места". И это неудивительно, поскольку в рассуждениях большинства жителей регионов, так или иначе, проскальзывает мысль: Сейм далеко, а жить-то нам здесь и решать коммунальные проблемы надо тоже отнюдь не в столице! Невзирая на это, противники теперешнего градоначальника пытаются "выехать", в значительной степени, именно на национальном вопросе - хотя, повторяю, везде, кроме Риги, на местных выборах сей момент отнюдь не главный в глазах электората. Однако, в свое время Барташевичу и его команде был выдан большой кредит доверия, неизбежно связанный, как я уже говорил, с повышенными ожиданиями. Это облегчает критику действующего мэра его соперниками. И это, несомненно, осложняет задачу Барташевича на нынешних выборах. Но все же у него есть хорошие шансы остаться во главе города - ибо "Центр согласия", если у него не хватит мест для единоличного правления, наверняка сможет найти партнеров для коалиции.
ИА REGNUM: А что можно сказать про Вентспилс, Лиепаю, Елгаву?
С Вентспилсом понятней всего. Там есть харизматический председатель Думы Айвар Лембергс, который за двадцать пять лет стал настолько тесно ассоциироваться с этим городом, что в глазах всей остальной Латвии он воспринимается в качестве эдакого "Лембергс-сити". Наверняка, команду "непотопляемого Айвара" переизберут и на этот раз. Интрига тут заключается в другом. Динамика вентспилских выборов свидетельствует об очень интересном феномене: с каждым разом количество голосов поданных за партию Лембергса "Латвии и Вентспилсу" постепенно уменьшается. Так, в 1994 году в Думу прошла одна лишь эта партия, на следующих выборах - тоже. Но уже в 2001-м там появился один социал-демократ, в 2005-м два представителя партии "Новое время" и один из "Центра согласия", а в 2009-м количество "нововременцев" и "согласистов" в правлении муниципалитета еще больше увеличилось. Однако, "контрольный пакет" пока остается за Лембергсом. Но вот наберут ли они больше половины мест в Думе и на этот раз? Ведь удары, которые раз за разом наносит Лембергсу правящая в государстве коалиция, довольно существенные. Поэтому, очень интересно - с кем он вступит в союз, если понадобится? Вариантов, правда, немного: придется договариваться либо с "Центром согласия", либо с "Единством". За первых голосует русскоязычная община Вентспилса, а за вторых - те местные латыши, которых Лембергс по какой-то причине не устраивает. Думаю, что для него более предпочтительным будет вариант с ЦС, так как договориться с тамошним "Единством", строящим свою кампанию именно на дискредитации нынешних городских властей, окажется куда тяжелее.
В Лиепае Думу станут штурмовать как латышские списки - в частности, "Единство" и Нацсоюз - так и русские - тот же "Центр согласия", и даже ЗаПЧЕЛ. Кстати, в рядах последних идет юрист Элита Косак, являющаяся человеком, в Лиепае весьма известным. В целом, латышский электорат там более раздроблен, а русский - более консолидирован. В этом городе, как и в Вентспилсе, наличествует собственный феномен "несменяемого мэра". Имеется в виду Улдис Сескс, он пойдет на выборы от собственной региональной партии. Но у него есть свои проблемы - разворачивающаяся кризисная ситуация с местным предприятием "Лиепайский металлург", уже приведшая к массовым увольнениям, не лучшим образом сказалась на рейтинге Сескса. С учетом всего вышеперечисленного, математическое большинство в Лиепае может набрать "Центр согласия", даже невзирая на наличие сильного соперника в лице Косак. Но вот возьмут ли ЦС в коалицию в Гордуме, вопрос спорный - думаю, что нет.
Что касается Елгавы, то там три блока. Русские партии, латышские городские и латышские сельские. Именно представитель последнего блока, член Союза "зеленых" и крестьян Андрис Равиньш, управляет Елгавой в течение уже нескольких сроков. Тут тоже есть вариант, что ЦС наберет наибольшее количество голосов. На прошлых выборах они, кстати, оказались вторыми, отстав от СЗК, но совсем ненамного. Однако, тогда все латышские партии объединились вокруг Равиньша. После этих выборов вполне может случиться то же самое.
ИА REGNUM: В чем же заключается основная особенность латвийских муниципальных выборов?
Хочу обратить особое внимание, что на выборах всегда играет особое значение один из двух факторов - либо партийный брэнд в целом, либо персональный имидж. На муниципальных выборах важнее именно второй нюанс. Весомость каждого списка определяется как тем, кто ставится "локомотивом", так и тем, кто идет вслед за ним. Но вполне возможно, что люди во многих случаях станут отдавать предпочтение не тем, кто во главе списков, а тем, кто в середине. Такое и раньше неоднократно бывало - депутатами становились совсем не те персонажи, на которых делалась основная ставка. А так как мэров у нас выбирают депутаты, а не жители, то решение вопроса власти на местах до самого последнего момента остается весьма непредсказуемым.
- Уехавшая после начала СВО экс-невеста Ефремова продолжает зарабатывать в России
- Фигурант аферы с квартирой Долиной оказался участником казанской ОПГ
- В России стартует марафон по отказу от курения
- Евгений Миронов: проект «Зал «Зарядье» — детям» прививает любовь к классике
- В Британии заявили о новом статус-кво на Украине после удара «Орешником»