Открытие армяно-турецкой границы поспособствует изоляции и маргинализации Грузии: армянский эксперт
Армения, 18 марта, 2013, 00:01 — ИА Регнум. Переизбрание президента Армении Сержа Саргсяна позволяет предполагать, что внешнеполитический курс страны, проводимый им в течение последних пяти лет, будет продолжен. В динамичном и традиционно нестабильном Закавказье достаточно сложно маневрировать между интересами маленьких, но амбициозных стран, но Армении удалось выполнить поставленную перед ней задачу. В новой "пятилетке" Сержу Саргсяну будут брошены не менее серьезные вызовы - развилка на пути Европа-Евразия, отношения с Турцией, нагорно-карабахский конфликт и многое другое. Руководитель армянского Центра региональных исследований Ричард Киракосян в интервью ИА REGNUM попытался изложить свою точку зрения по этим и другим вопросам.
ИА REGNUM: Чего мы можем ждать от Сержа Саргсяна на внешнеполитической арене в течение ближайших пяти лет?
В целом в годы президентства Сержа Саргсяна в плане именно внешней политики были заметны положительные тенденции. Мы должны ждать развития этих тенденций, особенно по двум направлениям. Во-первых, продолжая вести стабильную политику, направленную на усиление стратегических позиций Армении, углубляя отношение с Россией, нужно также развивать отношения с Западом. Во-вторых, полагаю, независимо от текущей политической конъюнктуры, у Сержа Саргсяна появилась возможность сформировать свое личное политическое наследие, за что, думаю, он возьмется. Саргсян уже пошел на смелый шаг, инициировав процесс нормализации армяно-турецких отношений и подписания двусторонних протоколов. Это реанимация армяно-турецкой дипломатии. Но сегодня позиция Армении сильнее, чем была до этого, потому что все ожидания в этом вопросе адресованы Турции, а не Еревану.
ИА REGNUM: Вы говорите о развитии отношений с Западом и ЕС. Есть ли какой-то лимит этого углубления?
Вопрос скорее адресован не к Армении, а к Востоку и Западу. До сих пор Ереван играл на два фронта. С одной стороны Армения расширяла партнерские отношения с Россией, будучи единственной страной-членом ОДКБ в регионе и единственной закавказской страной, на территории которой есть российская военная база (военные базы России дислоцированы также в Абхазии и Южной Осетии - ИА REGNUM). С другой стороны, Армения углубляла отношения с НАТО, не проявляя желания вступать в эту организацию. Кроме того, (что еще более важно) между Ереваном и Брюсселем велись переговоры о создании Глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли. Лимитом в данной ситуации может стать реакция или ответные шаги России. В принципе, Россия не видит опасности потерять Армению, не рассматривает Восточное партнерство и общие евроинтеграционные телодвижения Армении в качестве угрозы своим интересам. Хотя это может измениться. Очень скоро мы можем стать свидетелями того, как Россия использует концепцию Евразийского союза в качестве рычага давления на постсоветские страны и профилактики роста влияния Запада на них. Но даже это давление со стороны России направлено не столько на Армению, сколько на Украину и Грузию, которые очень важны для Москвы. Но России может понадобиться через свои мощные позиции в Армении направить мессидж другим странам. Иными словами, если Москва не займет в Армении крепкие позиции по этому вопросу, это может создать ложное представление о ее слабости в глазах Киева и Тбилиси. Мне кажется, что и у Еревана, и у Москвы, к счастью, хватит ума не доводить дело до кризиса.
ИА REGNUM: Вы не раз говорили, что Евразийский союз ввиду отсутствия какой-либо внятной концепции является чем-то непонятным. Существует мнение, что он планируется как геополитическая единица с экономической основой в виде Единого экономического пространства между странами Таможенного союза, военной основой в виде ОДКБ и так далее. Считаете ли вы возможным такой сценарий развития?
Я не думаю, что это все будет работать. Я не даю этому качественной оценки, говоря хорошо это или плохо. Мы не первый, и уж точно не последний раз слышим о подобных проектах. Это идея даже не президента России Владимира Путина. Если рассматривать основы самой концепции евразийства, то здесь придется вспомнить Дугина (заведующий кафедрой социологии международных отношений МГУ, лидер Международного евразийского движения Александр Дугин - ИА REGNUM) и его теорию. Идея евразийства веками присутствовала в истории России, и ее не стоит воспринимать только в негативном свете. Но я не воспринимаю эту идею всерьез, поскольку на данный момент говорить о ее реализации слишком рано. Много неясностей, дефицит подробностей с одной стороны, а с другой - все это больно похоже на попытку совершить невозможное - реанимировать, воссоздать прошлое, а точнее вернуть к жизни Советский Союз. Государства, считающиеся потенциальными участниками проекта, не блещут особым энтузиазмом, поскольку в таких случаях речь идет не о предложениях и сотрудничестве, а об угрозах и давлении. Это вновь говорит о том, что Россия использует эту идею, чтобы сконцентрировать свою мощь и присутствие в близлежащих регионах, создать зону влияния, где Запада не будет.
К счастью для Армении, эта страна имеет большое стратегическое значение для России. Именно поэтому власти Армении и России не позволят возникнуть кризису на этом фоне. По этой же причине я не думаю, что на Ереван будет оказываться сильное давление. Как вы могли заметить, я не отношусь к России так уж критически, она нужна Армении. Но и Армения нужна России.
ИА REGNUM: Перейдем к региональным вопросам. У Армении в соседях числятся два довольно серьезных региональных игрока - Иран и Турция. Оба достаточно нестабильны: в случае с Турцией это, в частности, обусловлено слишком переменчивым внешним курсом, у Ирана - сложной ситуацией вокруг него и постоянной угрозой войны. На каких позициях, на ваш взгляд, Армения должна выстраивать игру по отношению к этим двум субъектам?
Начнем с Ирана: Ереван был и всегда должен быть очень осторожным в отношениях с этой страной. Особенно это актуально, когда в отношении Тегерана вводятся международные санкции, и страна оказывается в еще большей изоляции от мира. Но здесь с точки зрения отношений Армения-Иран в перспективе есть хорошие новости: они зависят не столько от самих соседей, сколько от внешнего мира. Сегодня, если мы посмотрим на внешние факторы, то картина вырисовывается не такая уж драматичная. Угроза удара по Ирану ниже, чем прежде. Переизбрание Барака Обамы президентом США говорит о том, что американцы хотят выйти на более позитивную ноту. Подтверждением этого служат итоги переговоров Ирана с "шестеркой" в Казахстане.
Что касается Турции, то по этой части можно выделить две позитивные для Армении тенденции. Первая: возможности и инструментарий Турции в регионе ограничены Азербайджаном. Это приводит Анкару в ярость, ей не нравится та власть, которую имеет над ней Баку. Проблемы между Азербайджаном и Турцией однозначно играют на руку Армении. Вторая: российско-турецкие отношения сегодня пришли в серьезный упадок, в основном из-за Сирии. Это сводит к нулю историческую и ставшую уже традиционной угрозу дележа Армении между Турцией и Россией.
ИА REGNUM: Развивая тему Турции, коснемся армяно-турецких протоколов. Вы считаете возможным их возвращение в политическую повестку двух стран?
Протоколы мертвы, с ними покончено, они ушли и никогда не вернутся. Сейчас можно говорить о реализации предусмотренных протоколами положений без ратификации самих документов, то есть об открытии границы, установлении дипломатических отношений и так далее. Это, в первую очередь, связано с необходимостью нейтрализовать попытки Азербайджана блокировать процесс. Стоит ожидать, что Турция реанимирует этот затормозившийся процесс в 2013 году. Мотив прост: в 2014-м им нужны карты на руках, чтобы как-то подготовиться к 2015 году - 100-летию Геноцида армян. Основная задача Турции - попытаться воспротивиться очень мощному психологическому давлению, которое несет с собой 100-летие Геноцида армян. Если это произойдет, то можно вывести два интересных фактора. Во-первых, Армения сегодня находится на более сильных позициях, чем раньше, так как "сбежала" от процесса Турция. Во-вторых, более сильные позиции позволят Армении претендовать на большее, чем прежде. Например, Ереван может раз и навсегда потребовать перестать ссылаться на Нагорный Карабах при решении двусторонних вопросов. Кроме того, Армения может проявить достаточно ума и за счет более выгодной позиции потребовать радикального отказа от политики предусловий, поскольку Турция подняла планку ожиданий, в результате своих же ошибок усилила оказываемое на нее международное давление. Чтобы это сработало, нужен ключ, который находится в руках у... нет, не американцев. Ключ - Россия. С точки зрения этой страны, в контексте национальных интересов России открытие армяно-турецкой границы только поспособствует изоляции и маргинализации Грузии. Россия также не видит угрозы присоединения Армении к Северо-Атлантическому альянсу в случае открытия границы с Турцией. Это важно для Армении, но это также возможность для Турции потерять еще больше.
ИА REGNUM: У Армении четыре соседа, из которых с Турцией и Азербайджаном граница закрыта, сообщение с внешним миром через Иран ограничено по понятным причинам. Окошком продолжает оставаться Грузия. Эта блокада - один из факторов, обеспечивающих сильную зависимость Армении от России. Не считаете ли, что открытие границы с Турцией может сократить эту зависимость, и что это не понравится Москве?
Наоборот, это исходит из долгосрочных интересов России, и здесь опять две причины. Во-первых, чем сильнее Армения в политическом, военном и экономическом плане, тем лучше для России. Во-вторых, в течение двух последних месяцев мы видели визиты в Ереван двух государственных чинов Грузии - премьер-министра Бидзины Иванишвили и министра обороны Ираклия Аласания. Они оба пытаются реанимировать российско-грузинские отношения и - что еще важнее для Армении, так как позволит умножить непосредственные армяно-российские связи - восстановить железнодорожное сообщение через Абхазию. Именно в этом плане потеря Грузией роли единственного монополиста над внешней торговлей Армении - это хорошо.
ИА REGNUM: Извечная тема - нагорно-карабахский конфликт. Вы прогнозируете какие-либо подвижки в этом направлении в ближайшем будущем?
Здесь есть только два возможных развития сценария. От посредников, от дипломатии ничего нового ожидать не стоит. Азербайджан - единственная и последняя страна в мире, которая еще не поняла, что Карабаха ей не видать. Что здесь может случиться, так это война вследствие провокации или какого-то инцидента. Кроме того, есть так называемый фактор джокера. Каждая страна, так или иначе имеющая отношение к нагорно-карабахскому конфликту, занимает четкую позицию - Турция, Иран, США, Армения, Азербайджан и так далее. Мы знаем их позиции. Есть только одна страна, политика которой меняется - это Россия. У вопроса есть две стороны медали - светлая и темная. Светлая проявляется в том, что Россия взяла инициативу в Минской группе ОБСЕ на себя и была достаточно активна. Даже американцы и французы уступили Москве лидерство в этом вопросе, не возражали. Темная сторона медали - Россия развивает отношения с Азербайджаном и стала для него поставщиком вооружений №1 (в бочке дегтя можно найти каплю меда: хорошо, что номер первый - это уже не Турция). С российской точки зрения это умно. Россия настолько сильна в Армении, что может позволить себе углублять отношения с Азербайджаном. Даже в Вашингтоне и Париже рады это видеть, так как позиция России из проармянской все более превращается в нейтральную. Но если российская политика продолжит оставаться нацеленной на расширение связей с Баку, Армении придется принимать меры по "возвращению" партнера или, по крайней мере, пресечению развития этой тенденции в дальнейшем.
ИА REGNUM: Подведем итоги нашей с вами беседы. Серж Саргсян остается президентом Армении. Какие основные достижения можно записать на счет 5 лет его президентства и чего нужно ждать от главы государства в ближайшие пять лет?
При Серже Саргсяне Армения зафиксировала за собой ряд достижений. Ереван умножил свои возможности на международной арене и добился большей стабильности, воспользовался плодами войны между Россией и Грузией в августе 2008-го, закрепил свои позиции. Основная стоящая перед властями Армении внешнеполитическая задача - удержать наработанное, быть более активными. Нельзя больше рассчитывать на успех, полагаясь на ошибки Турции и Азербайджана. Успех Армении должен быть обусловлен победами. Есть еще один фактор, отражающий долгосрочную внешнюю слабость Армении: слабость внутренняя. Недостаток демократии, который позволяет внешним врагам почувствовать свое превосходство, а также недоразвитость экономики, сковывающая весь потенциал развития страны.
У Армении есть потенциал и возможности, чтобы продолжить двигаться в правильном направлении. Но для этого нужна политическая воля, инициативность, активность. В частности, для этого нужно избавиться от этой олигархической системы, которая превратилась в угрозу для всего государства и национальной безопасности.
Беседовал Эмиль Бабаян
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- Опубликовано аудиосообщение от выжившего после авиакатастрофы в Актау
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- Возвращение Фицо. Как человек, стоявший одной ногой в могиле, мстит Украине
- Пострадавшая в авиакатастрофе в Актау девочка из РФ в тяжёлом состоянии