В структуре мировой экономики происходят любопытные сдвиги. У признанных лидеров развивающихся стран, группы БРИК (Россия, Бразилия, Индия и Китай), появляются конкуренты в лице группы MIST (Мексика, Индонезия, Южная Корея и Турция). Среди этих стран особо выделяется вторая по величине экономики в Латинской Америке - Мексика. Такое мнение корреспонденту ИА REGNUM высказал эксперт латвийского банка Rietumu Игорь Зуев.

Зуев отметил: "Похоже, что у Китая появился достойный конкурент. Поднебесная сумела стать второй экономикой в мире, воспользовавшись избытком дешевой рабочей силы и открыв страну для иностранных инвестиций. Повторить этот путь собирается и Мексика. До недавнего времени у мексиканской экономики было два столпа: торговое соглашение с США и Канадой, и продажа нефти. Североамериканское соглашение о свободной торговле (NAFTA) в 1994 году запустило процесс интеграции Мексики в систему мировой торговли, и на сегодняшний день она имеет аналогичные договоренности уже с 44-мя странами. Ни одна другая страна в мире не является столь открытой для международной торговли. Эти соглашения позволили Мексике стать крупнейшим в мире экспортером плазменных телевизоров, смартфонов Blackberry и холодильников. На очереди - автомобили, самолеты и многое другое.

Вот пример того, как бурно развивается промышленность Мексики. Шесть лет назад эта страна была девятым в мире производителем авто. Сегодня она вышла на четвертое место - вслед за Германией, Японией и Южной Кореей; мексиканский годовой экспорт уже достиг 2,14 млн машин. В целом же, начиная с 1990 года, общий уровень мексиканского экспорта удвоился, и сегодня составляет 32% от ВВП. При этом Мексика экспортирует товаров больше, чем страны Латинской Америки вместе взятые. Китайская "экспортная машина" в свое время всасывала миллиарды долларов инвестиций, лишая этих средств другие развивающиеся страны, в том числе и Мексику. Теперь же заработная плата и транспортные расходы в Китае начали расти, что заставляет корпорации задуматься о движении в направлении западного полушария. Согласно прогнозам, к 2018 году США будут импортировать из Мексики больше, чем из любой другой страны мира. Знаменитый и набивший оскомину фразеологизм "сделано в Китае" в ближайшие годы сменится на "сделано в Мексике". Мексиканская доля в импорте в США достигнет 16%, опередив тот же Китай, на долю которого будет приходиться 15,8%. Для сравнения: на сегодня доля экспорта из Китая составляет 26,4%, снизившись с максимума в 29,3% в 2009 году. У Мексики наблюдается обратная динамика.

Развитию местного бизнеса долгие годы препятствовала "кредитная засуха". Причиной ее стал так называемый "текиловый кризис" 1994 года, когда резкое обесценивание местной валюты повлекло за собой коллапс банковской системы. В последующие годы банки очищали свои балансы и избегали активного кредитования. Сегодня ситуация налаживается, не в последнюю очередь благодаря тому, что удалось обуздать инфляцию в пределах 5%. Бизнес-кредиты растут на 16% в год, займы домохозяйствам - на 23%. В третьем квартале 2012 года в Мексике был зафиксирован дефицит счета текущих операций в размере 3,6 млрд долларов. Исторический средний уровень по этому показателю за период с 1960 по 2012 год составляет 1,5 млрд долларов при профиците в 2,1 млрд в 1984 году и максимальном дефиците в 7,9 млрд, зафиксированном в 1994 году. Золотовалютные резервы на конец сентября 2012 достигли рекордной величины в 165,6 млрд долларов. Почасовая зарплата в Мексике сейчас всего на 31% выше, чем в Китае. В 2005 году она была выше на 217%. Поэтому совсем неудивительно, что Sony, General Motors и Audi уже сегодня активно инвестируют в производственные мощности по всей Мексике. Прямые инвестиции составляли в 2011 году 19,4 млрд долларов, немного снизившись с 20 млрд годом ранее.

На сегодня Мексика является чуть ли не самой успешной в мире страной в плане демографии. Однако уже к 2020 году она может потерять это преимущество: в 1960 году на одну мексиканку в среднем приходилось семеро детей, сейчас эта цифра упала до 2,4, а к 2020 году может снизиться до 2. В результате уровень рождаемости в Мексике будет тогда ниже, чем в США с их 2,1. В то же время в этой стране стремительно растет продолжительность жизни. В 60-е годы большинство мексиканцев не доживали до 50, а средний возраст нации составлял 17 лет. Сегодня средний мексиканец живет до 77 лет. В результате резко повысится нагрузка на госбюджет, как это происходит во всех развитых странах. Процесс снижения рождаемости начался в 1970-е годы, определив новую пропорцию рабочей силы к людям вне рынка труда (детям и пенсионерам): 40 лет назад на одного работающего приходился один иждивенец, а сейчас это отношение упало до одного к двум. Как результат усилилось давление на бюджет в части социальных обязательств. Однако, несмотря на естественные процессы и неизбежную демографическую трансформацию, Мексика на сегодняшний день остается в выгодном положении по сравнению с другими странами - при растущем населении, молодой рабочей силе (половина работающих младше 26 лет) и низком среднем возрасте в 27 лет.

Как уже отмечалось, подавляющая часть мексиканского экспорта уходит в США. Мексика является и главным поставщиком нефти в США. Зависимость от американской экономики - палка о двух концах. В 2009 году из-за финансового кризиса в Штатах ВВП Мексики рухнул на 6%, что стало самым резким снижением за несколько десятилетий. В Бразилии наблюдается обратная тенденция. На США приходится лишь 12% экспорта, а 68% направляется в страны с развивающейся экономикой. Очевидно, что в этом плане Бразилия находится в более выгодном положении, так как ВВП ее основных торговых партнеров с 2003 года вырос на 50%, тогда как ВВП стран, торгующих с Мексикой - только на 20%. Как известно, китайский экономический бум подпитывал рост в тех странах, которые поставляют сырье. Не последнее место в их числе занимает Бразилия. Как только рост в Китае начал замедляться, бразильская экономика ощутила это на себе: в 2011 году ее рост упал до 2,7%. В Бразилии высоко влияние частного и государственного потребления. Это вызвано доступной и развитой банковской системой. Кредиты в экономике Бразилии достигают 50% ВВП. В Мексике этот показатель составляет 20%. О причинах стагнации в банковском секторе Мексики мы говорили выше. Демографическое преимущество тоже на стороне Мексики. Подводя итоги, можно сказать, что Мексика находится в более выгодном положении, чем Бразилия, по нескольким основным причинам: у нее ниже долг (37,5% ВВП), роль государства в экономике намного меньше, а инфляция находится под контролем.

Со времен начала широкой нефтедобычи в 1976 году Мексика плотно села на "нефтяную иглу", войдя в десятку крупнейших мировых добытчиков нефти. Выручка государственной монополии Pemex на треть наполняет доходную часть госбюджета. Проблема в том, что эта компания крайне неэффективна. Инвестиции в разведку и развитие технологий добычи противопоставляются текущим доходам от продажи нефти, и до сих пор ни один руководитель компании не желает тратить ресурсы на ее развитие. Как результат добыча упала с 3,4 млн баррелей в день в 2004 году до 2,5 млн в 2012 году. По оценкам Pemex, запасы нефти на дне Карибского моря могут достигать 27-30 млрд баррелей. Но так как компания сидит на голодном пайке, а государство смотрит на нее как на дойную корову, этот потенциал не используется. Для сравнения, в период с 2006 по 2011 год Pemex пробурила 18 глубоководных скважин, тогда как бразильская нефтяная компания Petrobras пробурила 101 скважину. В прошлом году Pemex понесла убытки в размере 7,4 млрд долларов при выручке в 126 млрд долларов; это был пятый убыточный год подряд. Оживить нефтяную промышленность Мексики могло бы участие в добыче иностранных компаний с их технологиями и капиталом. Но доступ иностранцев к нефтяному богатству Мексики ограничен с 1938 года, когда сектор полностью перешел под контроль государства. Новый президент обещает в начале 2013 года начать энергетическую реформу, результатом которой должно стать появление конкуренции в отрасли.

Пожалуй, главным риском является замедление развития в США. Уровень потребления в ВВП США достигает 70%, но в долгосрочной перспективе он может снизиться до 65%, что повлечет негативные последствия для ее южного соседа.

Экономический рост Мексики за последние 20 лет в среднем составлял 2.6% в год. На фоне 10% в Китае и 7% в Индии эти показатели выглядят совсем скромно. При этом производительность труда в стране сегодня даже ниже, чем в 1981 году, а в последний раз реформы, направленные на повышение экономической конкурентоспособности, проводились в середине 1990-х годов. Мексика является экспортно-ориентированной страной, и как показал последний кризис, чрезмерно уязвима перед внешними факторами риска, что не мешает рассматривать ее как одну из самых перспективных развивающихся стран. И не исключено, что совсем скоро Мексика перестанет ассоциироваться с низкосортными сериалами и разгулом криминала, а станет мировым производственным центром с богатеющим и молодым населением", - указывает латвийский банковский эксперт.