У курдского информационного центра в Париже (в восточной части города) 10 января утром были обнаружены тела трёх женщин курдского происхождения. Французская полиция расследует это громкое убийство, сообщает британское агентство Reuters.

По сообщению полиции, они были убиты выстрелами в голову. Все трое были активистками Рабочей Партии Курдистана (PKK), чьи сторонники добиваются создания самостоятельного государства курдов на востоке Турции. Одна из жертв - Сакине Канзиз (или Джансыз) стояла у самых истоков создания организации и известна под партийной кличкой Сара. Бежала в 1980-е из Турции, где она несколько раз арестовывалась и подвергалась пыткам, считалась приближённой арестованного лидера курдов Абдуллы Оджалана. Сидела в турецких тюрьмах и позднее получила политическое убежище во Франции. В изгнании в Сирии она работала над созданием боевой организации PKK, затем перебралась в Ирак, где занималась диверсионными операциями, но в последние годы отказалась от террористических методов борьбы и занялась в европейской эмиграции защитой прав курдиянок.

На месте трагедии побывал министр внутренних дел Франции Мануэль Вальс. Он не сомневается, что убийство носит заказной характер и назвал происшедшее "очевидной казнью". Министр заявил журналистам и собравшимся соратникам убитых: "Будьте уверены, что французские власти полны решимости пролить свет на это деяние". Помимо Канзиз-Джансыз, были убиты Фидан Доган, сотрудница Информационного центра Курдистана в Париже и представитель Курдского национального конгресса во Франции, а также Лейла Сойлемез, которую курдская община называет "молодой активисткой" национально-освободительного движения. Федерация курдских ассоциаций Франции призвала курдов всей Европы незамедлительно прибыть в Париж, чтобы "высказать возмущение по поводу этого нападения", передаёт AFP.

Однако, как рассказали в курдском информационном центре агентству Reuters, только сама "Сара" действительно состояла в PKK. Две другие жертвы являлись всего лишь активистками информцентра.

Убийство курдских активисток спровоцировало массовые антитурецкие акции в европейских столицах и поставило под угрозу перспективы мирных переговоров официальной Анкары и PKK. Только на этой неделе стало известно, что турецкие власти вступили в непрямые переговоры с лидером партии Оджаланом, с 1999 г. содержащимся в пожизненном заключении в турецкой тюрьме на острове Имралы в Мраморном море.

Как писала турецкая газета Radikal, с Оджаланом встречались не только депутаты турецкого парламента от курдских районов, но и высшие руководители спецслужб Турции. Они представили курдскому лидеру план примирения с PKK, который завершался бы разоружением повстанческих отрядов. От турецкой же стороны требовалось освобождение многих тысяч курдов, содержащихся в тюрьмах по обвинению в связях с сепаратистами. Всего с 1984 г., когда PKK перешла к активной деятельности, турецкие власти арестовали более 40 тыс. человек. Сам Оджалан, однако, остался бы под стражей: турецкий премьер Тайип Реджеп Эрдоган категорически высказался против смягчения режима курдскому лидеру. Но руководство правящей исламистской Партии справедливости и прогресса (AKP) объявило, что в деле примирения сепаратистов с властями достигнут "серьёзный прогресс": Оджалан якобы согласился на переговоры, подготовив четыре письма к руководству PKK, легальной курдской Партии мира и демократии, Евросоюзу, а также турецкой общественности.

Все последние годы между официальной Анкарой и PKK существовало негласное соглашение о том, что ни руководители турецкого государства, ни курдские лидеры не будут объектами нападений. При Эрдогане, взявшем на вооружение политику "неосманизма" вместо традиционного национализма в стиле Ататюрка, в отношении курдского меньшинства была осуществлена некоторая либерализация, отмечает британская BBC. В 2005 г. Эрдоган признал наличие "курдской проблемы", затем культурные и языковые права курдов были несколько расширены, а в 2010 г. в Осло начался процесс консультаций между турецкими эмиссарами и представителями эмигрантского руководства PKK. Однако это несильно повлияло на позиции сепаратистов: 2012 год стал самым кровавым для Турции на иракской границе, Анкара вынуждена была неоднократно проводить спецоперации уже на территории Иракского Курдистана, а в тюрьмах самой Турции курдские активисты осенью объявили голодовку протеста, которую лишь в конце ноября остановил своим устным распоряжением Оджалан.

Кто может стоять за убийством активисток, остается вопросом открытым. В Турции предполагают, что это преступление может быть или частью разборок в курдском подполье, не отличающемся единством - PKK остаётся главенствующей силой на территории турецко-иракского пограничья, в то время как в Иракском Курдистане у власти находится Демократическая партия Курдистана. Канзиз-Джансыз считалась открытым оппонентом нынешнего главы военизированного крыла PKK проживающего в Сирии Фермана Хусейна, отмечает, в свою очередь, The New York Post.

Официальная Анкара всячески отмежевалась от происшедшего. Официальный представитель турецкого правительства Бюлент Ариндж заявил, что власти страны осуждают насилие: "Это бесконечно неправильно. Я приношу свои соболезнования". Однако курдские политики, действующие в Турции легально, не исключают, что за убийствами стоят те силы в Турции, которые не хотят примирения с PKK. На той же версии настаивает и Зубейр Айдар, член руководящего совета PKK и Союза курдских общин (КСК), недавно публично потребовавший от Анкары, чтобы "положение лидера Оджалана было улучшено", так как "переговоры не могут быть проведены за решёткой".