Кредиты Германии, Италии, России (Сбербанк России), Азербайджана, Индии, Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Евразийского банка развития (ЕАБР) и другие иностранные кредиты, привлеченные под гарантии правительства Белоруссии, будут направлены на погашение просроченной задолженности организаций в соответствии с гарантиями Совмина Белоруссии. Соответствующее решение предусмотрено законом "О республиканском бюджете на 2013 год" № 432-З от 26 октября 2012 г., подписанным Александром Лукашенко.

Приложение 10 к закону "О республиканском бюджете на 2013 год" содержит "Перечень внешних государственных займов, обслуживание и погашение которых осуществляются с привлечением средств республиканского бюджета". Среди них - кредиты Международного банка реконструкции и развития (МБРР) на реализацию проекта по обращению с твердыми отходами и другие цели, кредиты США (Товарно-кредитная корпорация) департаменту по хлебопродуктам Минсельхозпрода Белоруссии на закупку зернопродуктов, кредиты ФРГ Белорусскому государственному университету на строительство здания учебно-лабораторного корпуса факультета международных отношений.

Кредиты Российской Федерации для Минэнерго Белоруссии были привлечены на обеспечение сбалансированности расчетов во взаимной торговле Республики Беларусь и Российской Федерации, а также реализацию инвестиционного проекта "Строительство АЭС на территории Республики Беларусь". Также на строительство БелАЭС в Гродненской области направлены привлеченные для Минэнерго Белоруссии кредиты двух российских банков - "Внешэкономбанка" и "Росэксимбанка".

Кредиты КНР привлечены на нужды ряда белорусских министерств, Мингорисполкома и госорганизаций под такие проекты, как реализация инвестиционного проекта "Создание инфраструктуры государственного оператора сотовой подвижной связи стандарта GSM 900/1800"; реализация инвестиционного проекта по строительству линий по производству цемента; реализация инвестиционного проекта "Строительство завода по производству кальцинированной соды мощностью 300 тысяч тонн в год в Мозырском районе Гомельской области"; реализация инвестиционного проекта "Электрификация участков железной дороги Гомель - Жлобин - Осиповичи и Жлобин - Калинковичи. Первая очередь. Участок Жлобин - Осиповичи"; реализация инвестиционного проекта "Реконструкция автомобильной дороги М-5/Е271 Минск - Гомель на участке Жлобин - Гомель"; реализация инвестиционного проекта "Реконструкция республиканской автомобильной дороги М-5/Е271 Минск - Гомель на участке Бобруйск - Жлобин"; реализация инвестиционного проекта "Строительство второй искусственной взлетно-посадочной полосы и реконструкция аэровокзального комплекса со строительством нового терминала"; реализация инвестиционного проекта "Создание интеллектуальной транспортной системы безопасности г. Минска с включением в нее автомобильных дорог М-2 Минск - Национальный аэропорт Минск и М-9 Кольцевая дорога вокруг города Минска"; реализация инвестиционного проекта "Реконструкция Минской ТЭЦ-2"; реализация инвестиционного проекта "Корректировка проекта первой очереди строительства Минской ТЭЦ-5"; реализация инвестиционного проекта "Строительство ПГУ-400 МВт на Березовской ГРЭС"; реализация инвестиционного проекта "Строительство ПГУ-400 МВт на Лукомльской ГРЭС"; реализация инвестиционного проекта "Строительство завода по производству сульфатной беленой целлюлозы на базе открытого акционерного общества "Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат" мощностью 400 тыс. тонн в год "под ключ"; реализация инвестиционного проекта "Техническое переоснащение филиала "Добрушская бумажная фабрика "Герой труда" ОАО "Управляющая компания холдинга "Белорусские обои" с организацией производства мелованных и немелованных видов картона"; реализация инвестиционного проекта "Создание национальной системы спутниковой связи и вещания Республики Беларусь".

Кредит Международного валютного фонда привлечен на поддержку платежного баланса и экономических реформ. Кредит Венесуэлы - на покрытие стратегических долговых обязательств и улучшение показателей платежного баланса. Кредиты Антикризисного фонда ЕврАзЭС - на пополнение международных резервных активов и финансирование дефицита платежного баланса. Кредиты Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и Северного инвестиционного банка привлечены на реализацию проекта "Беларусь: экологический инфраструктурный проект - первый этап". Размещение государственных облигаций Белоруссии на внешних финансовых рынках было призвано обеспечить финансирование дефицита республиканского бюджета.

Как сообщало ИА REGNUM, 26 октября Александр Лукашенко подписал ряд законов, включая закон о бюджете на 2013 год. Накануне, 25 сентября был подписан президентский указ № 418, которым утверждены параметры прогноза социально-экономического развития Белоруссии на 2013 год: рост ВВП составит 8,5%, производительность труда (по ВВП) вырастет на 9,3%, на 15,2% - экспорт товаров и услуг, сальдо внешней торговли товарами и услугами составит +0,7% к ВВП, энергоемкость ВВП снизится на 7%, прямых иностранных инвестиций (ПИИ) на чистой основе будет привлечено в объеме $4,5 млрд, ввод в эксплуатацию жилья составит 6,5 млн кв.м. Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2013 году должны составить 106,5% к уровню 2012 года. По мнению директоров МВФ, руководство Белоруссии утвердило нереалистичный официальный прогноз на 2013 год, который является также "пиковым" по выплатам внешнего долга. Валовой внешний долг Белоруссии по состоянию на 01.10.2012 составил без малого $33 млрд и, согласно расчётам МВФ, к концу 2012 года составит 64,1% ВВП.

Напомним, в январе-сентябре 2012 года Белоруссия получила 16,2 млн т российской нефти сорта "Уралс" при средней цене $396 за 1 т. Венесуэльская нефть сорта "Санта-Барбара" поставлялась в Белоруссию небольшими партиями с 2010 г. через эстонский порт Мууга и стоила около $917 за 1 т. Со II полугодия 2012 года Белоруссия не закупает нефть в Венесуэле и Азербайджане, что, по мнению экспертов, указывает на отсутствие средств у официального Минска на финансирование политических проектов в ущерб экономической целесообразности.

Отметим, согласно заявлению Александра Лукашенко 21 декабря, договорённость с Россией о поставках в 2013 году 23 млн тонн российской нефти достигнута. "Нам надо 23 млн тонн, они давали 19 млн по балансу. Правда, договорились на 23 млн, нефть мы получим без проблем", - заявил Лукашенко. "По нефти проблем нет", - подчеркнул руководитель Белоруссии, комментируя итоги переговоров в Москве по поставкам нефти на белорусские НПЗ. По словам Лукашенко, сегодня у официального Минска отсутствует необходимость в поиске альтернативных источников поставок нефти, "потому что мы с россиянами договорились". Он сообщил также, что как "родные братья" президент России Владимир Путин и премьер России Дмитрий Медведев выразили готовность помочь Александру Лукашенко с решением о предоставлении Белоруссии кредитов на общую сумму $3 млрд. Также $1 млрд предоставит Белоруссии китайская сторона.

К вечеру 21 декабря Минэнерго РФ распространило опровержение заявления Лукашенко о поставках нефти в Белоруссию. "Информация о достижении договоренности о поставках 23 млн тонн российской нефти в Республику Беларусь в 2013 году не соответствует действительности. На сегодняшний день соглашение об объемах поставок в Республику Беларусь российской нефти в 2013 году не подписано, - было сказано в пояснении Минэнерго РФ. - Предложение российской стороны - поставка в Республику Беларусь 18.5 млн тонн нефти. Поставки нефти в первом квартале 2013 года будут осуществляться исходя из предложенного объема". Спустя несколько часов в тот же день Минэнерго РФ удалило данное опровержение со своего официального сайта.