152,2 млрд рублей составил объем инвестиций в основной капитал предприятий и организаций Воронежской области по итогам 2011 года, что на 10% выше, чем в 2010 году. Об этом, как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе губернатора, доложил 27 июня на заседании правительства региона заместитель губернатора - первый заместитель председателя правительства области Александр Гусев.

По словам вице-губернатора, достижению данных показателей способствовало совершенствование нормативно-правовой базы и создание реальных условий для приема инвестиций - наличию подготовленных площадок для реализации инвестиционных проектов. Так, на территории индустриального парка "Масловский" размещено или принято решение о размещении 14 производств с общим объемом планируемых инвестиций более 22 млрд рублей. Сейчас завершаются работы по формированию заявки на создание на базе индустриального парка "Масловский" особой экономической зоны. В результате к имеющимся преференциям будет добавлен упрощенный таможенный режим. Также принято решение о создании индустриальных парков "Лискинский" и "Бобровский", в ближайшее время статус индустриального парка будет присвоен промзоне "Перспектива" в Новоусманском районе.

Также притоку инвестиций в регион, отметил Александр Гусев, способствует высокий уровень эффективности предоставляемых мер государственной поддержки. Так, по итогам 2011 года показатель бюджетного эффекта по особо значимым проектам превысил уровень 2010 года более чем в два раза, получено около 1 млрд рублей налоговых поступлений. В 2011 году на один рубль государственной поддержки объем вложенных инвестиций составил 73 рубля. Это на 60% больше, чем в 2010 году. При этом рост инвестиций по проектам, включенным в программу социально-экономического развития области, составил 135% при среднем росте объемов инвестиций по области в 110%.

В перспективе, в целях увеличения притока инвестиций, в Воронежской области планируют снизить процедуру оформления разрешений и согласований в рамках реализации инвестиционных проектов до семи месяцев (сейчас этот период составляет один год). В целях решения данной задачи в департаменте экономического развития ведется разработка дорожной карты инвестора. Данный инструмент предполагает разработку пошагового сценария развития отдельных факторов инвестиционного климата. Кроме того, он содержит описание мероприятий, которые необходимо реализовать инвестору при реализации инвестиционного проекта. В основе разработки данной дорожной карты лежат федеральные стандарты, разработанные Агентством Стратегических Инициатив.

Кроме того, планируется разработка дорожной карты оформления въезда и пребывания для представителей иностранных компаний, реализующих особо значимые проекты на территории области. Ожидается, что дорожная карта инвестора позволит на 70 дней сократить временные затраты инвестора на реализацию проекта, ускорить инвестиционные процессы на территории области и дополнительно обеспечить прирост инвестиций в основной капитал на территории области.

Другим направлением работы по увеличению объема инвестиций в регион должно стать внедрение современных технологий при реализации инвестиционной политики области. Пилотным проектом здесь выступает геоинформационная интерактивная инвестиционная схема - специализированный интернет-ресурс, который наглядно отображает инвестиционную ситуацию в регионе, включая общие сведения о регионе, данные об инвестиционных площадках, инфраструктуре, трудовом потенциале региона.

Также власти намерены активизировать инвестиционные процессы в т.н. депрессивных районах области - Бутурлиновском, Верхнемамонском, Кантемировском, Петропавловском, Репьевском, Терновском районах. Планом по развитию экономики данных районов предусмотрено предоставление дополнительных преференций инвесторам, реализующим инвестиционные проекты на территории районов. Как отметил Александр Гусев, уже сейчас можно говорить о первых положительных результатах проводимой политики. В указанных шести муниципальных районах уже заявлено 22 проекта на общую сумму около 1 млрд рублей.

Между тем, по словам Александра Гусева, ежегодно на меры государственной поддержки претендуют гораздо больше инвесторов, чем может обеспечить областной бюджет. В соответствии с обязательствами, принятыми на себя областью, по прогнозной оценке, дефицит в средствах областного бюджета может составить в 2012 году 192 млн рублей, однако уже в 2013 году данная цифра может возрасти до 400-500 млн. Кроме того, около 600 млн рублей потребуется на развитие второй части Масловской индустриальной зоны. В связи с этим Александр Гусев предложил синхронизировать объемы направляемых в экономику области инвестиционных ресурсов и предельные объемы финансирования государственной (областной) поддержки инвестиционной деятельности. Источником финансирования могут выступить дополнительные поступления от реализации инвестиционных проектов, включенных в программу социально-экономического развития области - порядка одного миллиарда рублей в год. Кроме того, источником могут стать и инвестиционные программы энергоснабжающих организаций, возможно использовать средства дорожного фонда для строительства дорог в районах, где реализуются инвестиционные проекты.

Губернатор Алексей Гордеев обратил особое внимание на необходимость повести решительную борьбу с административными барьерами. Он также высказался за создание более солидного информационного сопровождения инвестиционных проектов, с выходом на федеральный уровень. Особого внимания, по убеждению губернатора, требует вопрос финансовой поддержки инвесторов. "Всем надо понимать, что значит в 2010 году рост инвестиций на 30%, когда по России этот показатель был равен 8%. Это колоссальный объем. К созданной базе в прошлом году добавили прирост еще в 10%. В результате это все дает возможность увеличивать доходную часть. Если идет перевыполнение от инвестиций, доходы увеличиваются внепланово - значит, возможно увеличить поддержку, стимулировать приход инвестиций", - сказал он.

Глава региона поручил подготовить предложения по формированию в составе областного бюджета ресурсов, необходимых для предоставления мер государственной (областной) поддержки инвестиционной деятельности на территории Воронежской области.