Китайская сторона готова взять на себя полное финансирование строительства железной дороги Китай - Киргизия - Узбекистан только с тем условием, что взамен строительства стоимостью 2 млрд долларов киргизские месторождения "Жетим-Тоо", "Сандык" и "Терек-Сай" будут отданы Пекину. Об этом в интервью радио "Азаттык" ("Свобода") заявил сегодня, 20 апреля, анонимный источник из Министерства транспорта и коммуникаций Киргизии.

"Кажется, что этот долгострой никогда не претворится в реальность, потому что Китай не отказался от своих прежних требований "инвестиции взамен ресурсов". Они категорически отказались рассматривать любые другие варианты. Похоже, что китайцы крайне заинтересованы в этих месторождениях, поэтому так активно добиваются контроля над ними", - сообщил он.

Вместе с тем, по словам замминистра транспорта и коммуникаций республики Шералы Абдылдаева, киргизское правительство не согласилось с китайскими предложениями: "Мы предложили им создать совместное предприятие, которым сообща управляли бы. В будущем это совместное предприятие за счёт кредитов смогло бы построить эту дорогу. Китайская сторона пока не дала своего ответа на наше предложение. Но мы никогда не пойдём на инвестиции взамен ресурсов. Это наша принципиальная позиция".

Председатель правления Ассоциации горнопромышленников Киргизии Орозбек Дуйшеев объяснил требования китайцев тем, что, к примеру, "в "Жетим-Тоо" находится одно из крупнейших в мире месторождений железной руды". "Его запасы равняются миллиарду тонн. Кроме того, руда там высокого качества. [...] Они уже подсчитали, какую прибыль получат в случае собственной разработки этого месторождения. Мы не должны соглашаться на условия китайской стороны. В противном случае получится, что мы предали свои национальные интересы".

Как сообщало ИА REGNUM, 17 апреля Министерство транспорта и коммуникаций Киргизии и Китайская корпорация по строительству дорог и мостов (CRBC) подписали Меморандум о сотрудничестве, согласно которому в срок не более года будет проведено полное технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта за счёт CRBC.

Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в отделе информационной политики аппарата правительства, после подготовки и утверждения ТЭО будет подготовлен детальный проект строительства железной дороги Китай - Киргизия - Узбекистан. "Правительством КР не рассматривается вариант финансирования "инвестиции взамен на ресурсы", - подчеркнули в кабмине. Отметим, что китайская корпорация также пообещала привлечь инвестиции для строительства железнодорожного полотна.

Напомним, правительство Киргизии выступило с предложением построить железную дорогу Китай - Киргизия - Узбекистан совместно с Китаем, который ранее обговаривал вариант финансирования строительства по принципу "ресурсы взамен инвестиций", речь шла о ряде киргизских месторождений. На заседании парламентской фракции "Ар-Намыс" 5 марта депутат Кожобек Рыспаев заявил, что "нельзя отдавать месторождение взамен инвестиций, потому что народ не согласится". "Если китайцы думают, что действительно отдадут, то надо понять, что парламент тоже не согласится", - процитировало парламентария интернет-издание Tazabek. В результате фракция выступила против строительства железной дороги Китай - Киргизия - Узбекистан Китаем, одобрив проект сооружения полотна киргизско-немецкой компанией "Темир Роял". По словам президента компании Нурлана Курманбекова, инвесторы просят эксклюзивное право на строительство железной дороги и освобождения на 10 лет от налогов. Преимуществом перед возможными другими проектами является отказ от правительственных гарантий и внедрение при строительстве европейских технологий. При этом данный проект не требует никаких вложений со стороны Киргизии, все расходы берет на себя немецкая сторона. Стоимость проекта составит 2 млрд евро. Однако в проекте есть и ряд минусов для киргизской стороны, в частности то, что компания просит отдать новую железную дорогу в аренду на 49 лет.

Отметим, президент Киргизии Алмазбек Атамбаев, также неоднократно заявлял, что против схемы "ресурсы взамен инвестиций".