Член парламентского комитета по правам человека депутат Ауксуте Скокаускене предложила почтить память литовского партизана капитана Бронюса Лесиса, известного под кличкой Ночь, сообщает сегодня, 16 апреля, корреспондент ИА REGNUM.

Сегодня Лесису исполнилось бы 90 лет.

Депутат Ауксуте Скокаускене с гордостью за героя сообщает, что "с началом Второй мировой войны" вчерашний студент-журналист "стал членом литовской освободительной армии". В 1944 году Бронюс Лесис закончил школу разведки Абвера (Абвером именовались с 1920 по 1944 годы все служебные инстанции и подразделения рейхсвера, а позднее вермахта, предназначенные для ведения контрразведки, шпионажа и диверсионных актов. Его возглавлялся адмирал Вильгельм Канарис - прим. ИА REGNUM).

В этом же году Лесис входит в литовские леса. Он погиб в 1949 году в бою с подразделениями НКВД. 2 декабря 2010 году Лесису и другим партизанам, скрепившим 16 февраля 1949 года подписями Декларацию борьбы за свободу, присвоен статус подписанта Акта независимости.

Нет ничего удивительного в том, что депутат Ауксуте Скокаускене, сделавшая политическую карьеру на эксплуатации заслуг отца - известного партизанского командира Адольфаса Рманаускаса-Ванагаса, превозносит очередного партизанского вожака. Удивляет факт, что в одну шеренгу с патриотами-романтиками даже депутаты Сейма ставят пособников фашистской Германии, убийц европейских и литовских евреев, откровенно криминальные личности.

При ближайшем рассмотрении становится очевидным, что тот же "герой" Бронюс Лесис неоправданно обласкан властью. На момент гибели ему 27 лет (Ауксуте Скокаускене ошибочно указывает - 24 года, что тоже говорит о формальном подходе к лепке "героических" образов - прим. ИА REGNUM). Он в армии 8 лет, воинское звание - капитан. Кто, когда, чьими приказами присваивал Лесису воинские звания? Каков был его послужной список? Это неизвестно. Но в 1949-м Лесис - уже начальник штаба партизанского округа.

В 1950 году Бронюс Лесис награжден двумя боевыми орденами (посмертно). 19 мая 1998 года - орденом Креста Витязя 1 степени (посмертно). Однако известно, что за плечами партизана, отмеченного высокими боевыми наградами, особых боевых заслуг нет. Отряды, входившие в его округ, активно боролись лишь с мирным населением.

Кстати, в Дайнавском партизанском округе, где главой был Адольф Раманаускас-Ванагас, тоже боролись только с мирными жителями. Именно здесь было убито или сожжено больше всего литовских семей, детей и стариков.

Депутат Сейма Ауксуте Скокаускене косвенно признает, что главным оружием капитана Бронюса Лесиса было перо. Он редактировал подпольную газету "Огонь возрождения", другие издания. Лесис писал стихи под псевдонимом "Елка", в том числе - известное стихотворение "Брату по борьбе".

Напомним, что в 1949 году. когда "герой-партизан", начальник штаба партизанского округа капитан Бронюс Лесис-Ночь упражнялся в стихосложении, из Литвы, по данным Центра сопротивления и геноцида, "оккупанты" отправляли в лагеря и ссылку более 100 тыс. человек. Преимущественно, членов семей партизан, их помощников и сочувствующих. Однако в боевой истории литовского так называемого партизанского вооруженного сопротивления нет ни одного эпизода боевого нападения или диверсии с целью освобождения арестованных, взрыва мостов, остановки эшелонов и освобождения людей. Или иных боевых действий против подразделений НКВД-МГБ, регулярных войск армии или внутренних войск.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, официальный Вильнюс стремится не только изобразить послевоенное сопротивление монолитным и общенациональным, но и старательно лепит героические образы из явного криминала. Типичный пример этому - обросшая легендами жизнь последнего литовского партизана Антанаса Крауялиса. Ему приписывают едва ли не былинные подвиги, сообщая, что Крауялис погиб в последнем бою. На самом деле, на боевом счету Антанаса Крауялиса никаких подвигов нет. Он ночами убивал мирных соотечественников в Утенском и Аникщяйском уездах, грабил имущество убитых. Когда "схрон" Крауялиса был окружен, "герой" застрелился, не приняв открытого боя и не стремясь унести с собой хотя бы одного "оккупанта".