Многие граждане Украины, преследуемые либо не нашедшие защиты у себя на родине, вправе уповать на расположенный в Страсбурге суд по правам человека, так как известны факты, когда он становился на сторону украинских граждан, решая в их пользу споры бытового характера (взыскание задолженности, защита от неправомерных действий должностных лиц). Об этом сегодня, 27 декабря, народный депутат Украины ІІ и ІІІ созывов Владимир Алексеев сообщил в украинском издании "Еженедельник 2000". Однако, отмечает Алексеев, как оказалось, в вопросах системной защиты прав человека Европейский суд оказался подвержен тем же порокам, что и украинское правосудие.

Он рассказал, что в 2002 году в ходе предвыборной кампании в украинскую Раду стал жертвой произвола со стороны окружной избирательной комиссии, которая изъяла из его предвыборных плакатов текст на русском языке. При этом и правоохранительные органы, и прокуратура Украины самоустранились от принятия каких-либо мер, а Верховный Суд, по утверждению Алексеева, попирая нормы Гражданско-процессуального кодекса, вынес решение с отказом в удовлетворении жалобы, которое не подлежит обжалованию на Украине. После всего вышеперечисленного процесса, длившегося три года, политик направил жалобу в Европейский суд по правам человека в Страсбурге.

Рассмотрение жалобы в Европейском суде продолжалось более пяти лет. И вот на шестом году вынесено, по утверждению Алексеева, странное решение: жалоба не может быть рассмотрена, поскольку не исчерпаны все средства национальной защиты, а именно - автор не обратился в Верховный Суд Украины. "Я был шокирован, -пишет Алексеев, - ведь в деле находилась копия моего обращения в Верховный Суд и ответ на него Верховного Суда Украины"! Как подчеркивает украинский политик, "Европейский суд вправе по-разному оценивать представленные доказательства, но, имея их на руках, цинично утверждать, что их нет, - такого не может позволить себе даже какой-нибудь насквозь коррумпированный и некомпетентный заштатный суд. По сути такой ответ нельзя расценить иначе, как свидетельство сознательного подлога материалов дела".

Во многом, считает Алексеев, подобный подлог объясняется подбором судьи-докладчика по делу. Вопрос, касающийся в том числе и попрания права на использование русского языка, в Страсбурге поручили судье от Эстонии Райту Марусте. А какой позиции ожидать от представителя государства, которое воспроизвело в своей гуманитарной политике элементы южноафриканского апартеида и Нюрнбергских законов Третьего рейха, изумляется Алекксеев? Он высказывает предположение, что выбор такого докладчика по его делу был не случайным.

Да и личность "еврофальсификатора", по мнению Алексеева, о многом говорит. Райт Марусте, с 1998 по 2010 годы - судья Европейского суда от Эстонии, бывший член КПСС (1977-1989) и член бюро Тартуского горкома Компартии Эстонии, ныне депутат эстонского парламента от правящей правой Реформистской партии и член депутатской группы "В защиту прав человека на Северном Кавказе", неоднократно обвинялся эстонскими политиками во вмешательстве во внутриполитический процесс в стране с использованием статуса судьи Европейского суда. Словом, уверяет украинский политик, "подобный типаж" известен и на Украине: бывший активный коммунист-партиец, вовремя перебежавший к противникам и в поисках места под националистическим солнцем стремящийся быть "святее Папы Римского".

Но нет худа без добра, считает украинский политик: это дело обнаружило "момент истины" - принять вопиющее решение Европейскому суду удалось лишь за счет откровенной фальсификации материалов и растаптывания самого понятия "права человека". Так как, официально сообщив о "подлоге" судьи-докладчика председателю Европейского суда Жану-Полю Косте еще в 2008 году, Алексеев не получил такого же официального ответа до сих пор. "Председатель Европейского суда по правам человека промолчал, фактически благословив фальсификацию материалов дела", констатировал Алексеев.

Напомним, что уже не в первый раз политические дела в Страсбургском суде по правам человека, касающиеся русского нацменьшинства в Прибалтике и других странах Европы, рассматривают в Евросуде представители тех самых стран, в которых и фиксируются подобные нарушения. Например, эстонский судья Марусте был в числе докладчиков по делам латвийских ветеранов-антифашистов, подавших с суд на латвийское государство. Кроме того, довольно большое количество представителей Прибалтики входит в секретариат суда и от них зависит как оформление судебных дел, так и материалов по ним. В суде подобный подбор объясняют тем, что данные сотрудники хорошо знают русский язык и его "нюансы".