Игорь Мурадян: Вперед, Франция! Армянский вопрос - как ресурс регионального сдерживания Турции
Москва, 23 декабря, 2011, 17:18 — ИА Регнум. Вот уже более 10 лет Турция демонстрирует большие успехи в экономике и на сегодняшний день представляет собой обширный рынок товаров и инвестиций, привлекая сотни компаний Европы и других регионов. Для европейских государств, с трудом преодолевающих свои экономические и финансовые проблемы, турецкий рынок является весьма интересным и привлекательным.
В частности, Великобритания развила на фоне этих тенденций новые этапы отношений с Турцией, в определенной мере связывая с ней решение своих экономических проблем. Хотя при этом британская экономика не отличается широким набором товаров, и ее более интересуют финансовые отношения с Турцией. Для таких промышленных государств, как Франция и Германия, Турция важна, как именно товарный рынок, и осложнение отношений с ней, конечно же, может привести к проблемам для французских или германских производителей. Достаточно внушительны и финансовые интересы Франции и Германии в Турции.
Тем не менее, Франция проявляет готовность принять закон о геноциде армян 1915 года, несмотря на мощный шантаж, который организовало турецкое правительство. Здесь, прежде всего, необходимо отметить, что угрозы Турции не должны восприниматься однозначно, поскольку они уже однажды озвучивались в 2001 году, перед принятием решения о признании геноцида армян 1915 года президентом Жаком Шираком.
В реальности, турецкая экономика не столь и успешна, как об этом принято сейчас говорить. Возможные санкции Турции не могут быть долговечными, и они нанесут ущерб, прежде всего, самой Турции, причем немалый. Этот ущерб невозможно будет так просто преодолеть или компенсировать. Французские компании занимаются в Турции не теми отраслями и сферами, в которых всегда можно изыскать альтернативного внешнего участника, в особенности, в период глобального экономического кризиса.
Так или иначе, Франция, видимо, внутренне готова к определенным потерям и ущербу, демонстрируя настойчивость в указанном направлении. При этом, скорее всего, в ближайшем будущем к Франции присоединятся другие европейские государства. Со временем, Великобритания останется в одиночестве в своей политике тотальной и безапелляционной поддержки Турции, и позиции британских политических сил, критично рассматривающих политику Турции, усилятся.
Нынешний период весьма характерен и примечателен для современных отношений Западного сообщества с Турцией. Следует отметить, что наступил переломный момент в рассмотрении вопроса о приеме Турции в Европейский Союз, в том смысле, что Турция близка к полному отказу от своего "европейского проекта", и ее нужно подтолкнуть к данному решению. "Проект" этот сильно затянулся и с ним пора разобраться, чтобы не продолжать ситуацию неопределенности как для самой Турцией, так и между европейскими странами.
Другой важной необходимостью является "указание" США и Великобритании их места в европейской политике. Она мотивирована форсированным урегулированием отношений между англо-саксонскими державами и Турцией, и их намерением продолжать спекуляции по поводу приема Турции в Европейский Союз. Кроме того, сближение США и Великобритании с Турцией по многим направлениям и проблемам может привести к временному "открытию" для Турции вектора в направлении Ближнего Востока, что не может с безразличием рассматриваться Францией и ее партнерами в Европе.
Так или иначе, Франция демонстрирует стремление не допустить региональной экспансии Турции, усиления ее роли, например, в регионах Средиземного моря, на Балканах, Кавказе и Ближнем Востоке, которые в результате ослабления присутствия США и Великобритании, ожидают роста европейского влияния. Таким образом, решения Франции, и несомненно, поддерживающей ее Германии, носят в данных регионах геополитический характер, и Турция в данном случае является нежелательным участником политических процессов. При этом, в Париже хорошо понимают суть американо-турецких отношений именно в этот актуальный период. Для французов очевидно, что они не носят долгосрочный и вполне доверительный характер, и Вашингтон не слишком отошел от своей задачи "сдерживания" региональной экспансии Турции. Поэтому, в сущности, США и Франция являются во многом партнерами в части "сдерживания" региональной политики Турции. Армянский же вопрос выступает в качестве важного фактора, как минимум, дезорганизации и сдерживания турецкой политики, и вовсе не только в европейском направлении.
Что касается экономических интересов, то сегодня наступил благоприятный момент для организации обвала турецкой экономики, как это произошло в 1999 - 2003 годах, когда международные финансовые организации и ведущие державы Запада практически отказали Турции в помощи, которую она запрашивала в астрономических объемах.
Политическое руководство Армении должно понимать это, и участвуя в таком "проекте", ему необходимо получить необходимую поддержку и помощь от заинтересованных мировых центров силы. Армения практически вовлечена в геополитическую игру, при довольно высоких рисках, без каких-либо гарантий безопасности. Хотя и визит Николя Саркози в Ереван был знаковым и обозначил некоторые контуры политики по "сдерживанию" региональной экспансии Турции, но этого очень мало для участия небольшой страны в столь многосложной игре. Вместе с тем, есть ли у Армении выбор, когда не только Франция, но и США формируют некую политику в отношении Турции по умолчанию - при несколько различных целях, но, по существу, согласованно?
Турция, убедившись в том, что конфронтация с США, которая наблюдалась в течение нескольких лет, ведет к фиаско ее региональную политику, решила снизить уровень этой конфронтации с некоторыми условиями, надеясь на улучшение своих позиций, прежде всего, на Ближнем Востоке. Между США и Турцией имеются некоторые договоренности по ряду проблем военно-технического и политического характера, но, получив поддержку по данным задачам, Турция согласилась на ограничение своих амбиций в сопредельных регионах. Это, конечно же, благоприятствует Армении, делает ситуацию в Южном Кавказе более стабильной, но, тем не менее, все эти процессы происходят совершенно без прямого и даже опосредованного учета интересов Армении.
Задача внешней политики Армении занять хотя бы очень скромное место в этой региональной игре, при определенных договоренностях с заинтересованными странами, и такая возможность, несомненно, имеется. Совершенно ясно, что США и Франция активно вовлекают Армению в такие сценарии, в которых не участвуют и никогда не участвовали ни Грузия, ни Азербайджан. Возможно, это является парадоксальным, но американцев совершенно устраивает армяно-российское военное партнерство, так как это усиливает позиции Армении в рамках американской стратегии "сдерживания" Турции. Такая стратегия в исполнении Вашингтона вмещает многие приемы и подходы, механизмы уступок и давления, поддержки и давления. Но в итоге США намереваются нивелировать влияние Турции в регионах и не допустить становления ее в качестве региональной макродержавы, так как она может в дальнейшем стать весьма нежелательным игроком в этих регионах.
Россия в политике США, конечно же, рассматривается в качестве партнера в гораздо более обширном аспекте. В связи с этим, США все больше заинтересовываются в ОДКБ (Организация договора о коллективной безопасности), как в партнере НАТО в некоторых региональных направлениях. Но одним из направлений сотрудничества между США и Россией может стать и Турция, хотя одновременно Анкару подталкивают к более активной роли в регионах, которые Россия считает зоной своих стратегических интересов. Эти сюжеты, в данном случае, и называются игрой. В связи с чем, Армения, возможно, уже не стоит перед выбором, возможно, ее политическое руководство уже сделало выбор.
- Трамп заявил о подготовке встречи с Путиным — 1051-й день спецоперации
- Умерла народная артистка РФ Евгения Добровольская
- США ввели санкции против нескольких российских нефтяных компаний
- Хинштейн заявил, что ВС России продолжают продвигаться в Курской области
- В Балтийском море дрейфует потерявший управление танкер с 99 тыс. т нефти