Достоверность информации ряда российских СМИ о возможной причастности главы Таджикской железной дороги к истории с осуждением российского пилота в Таджикистане не исключается. Такое мнение в беседе с корреспондентом ИА REGNUM высказал руководитель Фонда "ИНДЭМ" Саймиддин Дустов, комментируя сообщения СМИ о том, что таджикские власти хотят обменять приговоренного таджикским судом российского летчика Владимира Садовничего на сына одного высокопоставленного таджикского чиновника. Напомним, Садовничий и его эстонский коллега Алексей Руденко приговорены к 8,5 годам лишения свободы за незаконное пересечение границы и контрабанду.

Ранее ряд российских СМИ сообщил, что это дело имеет отношение к аресту и заключению к 9,5 годам лишения свободы Рустама Хукумова, сына начальника "Таджикской железной дороги" Амонулло Хукумова. СМИ сообщают, что "в прошлом году подмосковный суд в городе Щелково приговорил к 9,5 годам исправительной колонии четверых молодых таджиков, у которых было обнаружено при задержании около 10 килограммов афганского героина. Среди арестованных был Рустам Хукумов - сын начальника железной дороги Таджикистана Амонулло Хукумова и родственника президента Таджикистана Эмомали Рахмона. Все они выходцы из бывшей Кулябской области (именно кулябцы занимают сейчас все ключевые посты в правительстве республики). Родной брат Рустама Хукумова женат на дочери таджикского президента. Переговоры о выдаче наркодельцов тогда ни к чему не привели. Через полгода после осуждения этой четверки таджиков и были арестованы русские пилоты, которых приговорили практически к таким же срокам, как и президентского родственника".

По мнению Саймуддина Дустова, информация о задержании и суде над Рустамом Хукумовым просочилась в Таджикистан, но власти делали все, чтобы она не получила огласку. "В целом, версия кажется убедительной. Господин Хукумов - самый влиятельный человек в Хатлонской области и один из самых влиятельных людей в Таджикистане. А в Кургантюбинской зоне Хатлонской области, где и был задержан российский пилот и приговорен к 8,5 годам лишения свободы, Хукумов и вовсе является супервлиятельным. Поэтому, исключать такой ход событий нельзя", - считает эксперт.

Тем не менее, Дустов полагает, что российский пилот в действительности нарушил законодательство Таджикистана и был наказан судом в соответствии с нормами уголовного права. "Я считаю, что действия пилотов напоминают схему Виктора Бута, дело которого сейчас рассматривает американский суд за контрабанду оружия. Садовничий и его коллеги в Афганистане работали на НАТО. К тому же, воздушное пространство Афганистана контролируется силами НАТО. И потому, можно утверждать, что задержание пилотов было инициировано США. Но у них не было прямых доказательств, и они попросили афганских коллег направить запрос об их задержании таджикским спецслужбам. Насколько нам стало известно, Садовничий и ранее фигурировал в деле контрабанды оружия в одной из африканских стран", - считает Дустов.

"Правда, в этом вопросе со стороны России стало больше политики. Российские власти и СМИ использовали ситуацию в то время, когда отношения двух стран и так находятся не в лучшей фазе. Я так и не получил ясного ответа от российской стороны о том, почему российские власти молчали по факту задержания своего летчика в течении почти 8 месяцев и только теперь подняли шумиху? Думаю, что секрет кроется в том, что российские власти были уверены в том, что у таджикских следователей имеются улики относительно контрабанды оружия со стороны этих пилотов. Но когда дело передали для ознакомления адвокатам и стало известно, что ничего такого там нет, сразу же началась информационная кампания", - считает Дустов, не объясняя при этом, что если "ничего такого там нет", то каким образом он может считать справедливым решение суда?

Руководитель Фонда "ИНДЭМ" считает, что в итоге таджикские власти выдадут российского пилота. "Все может решить один звонок Владимира Путина Эмомали Рахмону. Конечно, президент Таджикистана, как руководитель авторитарной страны, был в курсе принимаемого судом решения. Он мог догадываться и о последствиях, хотя и не в полной мере. Проблема в том, что в окружении Рахмона нет современной аналитической службы. А потому он попал в глупое положение. Думаю, что в итоге Таджикистан будет вести торг в вопросе выдачи российского пилота, и скорее всего, взамен таджикские власти могут потребовать отмены российских экспортных таможенных пошлин на светлые нефтепродукты для Таджикистана", - заключил Саймиддин Дустов.

Политолог Парвиз Муллоджанов в беседе с корреспондентом ИА REGNUM заявил, что эскалация напряженности в таджикско-российских отношениях невыгодна ни одной из стран. "Сейчас в Таджикистане общественное мнение пророссийское. Но давление Москвы на Душанбе, особенно в вопросах мигрантов, может изменить ситуацию. Антироссийские настроения среди мигрантов могут подхватить политики, СМИ, и тогда власть будет вынуждена в итоге прислушаться к ним. А это, в конечном счете, может привести к изменению позиции руководства Таджикистана в геополитических вопросах в регионе", - отметил Муллоджанов.

Политолог считает, что сейчас в России формируется антитаджикское настроение в обществе. "Российские СМИ развернули информационную войну против Таджикистана, что не улучшит двусторонние отношения. Таджикистан, скорее всего, передаст российского летчика для отбывания наказания на родине. По крайней мере, компромисс будет найден. Но, непонятно, кому нужна была вся эта история. Те, кто принимал решения по делу летчиков, не учли геополитическую и внешнеполитическую ситуацию", - считает Муллоджанов.