Ануш Левонян: Армения в предвыборной возне: растерянность политиков и апатия электората
Москва, 14 октября, 2011, 12:25 — ИА Регнум. В Ереване состоялось заседание политсовета оппозиционного Армянского национального конгресса (АНК) во главе с экс-президентом Левоном Тер-Петросяном - первое после завершения перманентного круглосуточного митинга на площади Свободы.
По словам координатора АНК Левона Зурабяна, политсовет обсудил "ход 8-дневных митингов, работу территориальных подразделений АНК, общую ситуацию в стране и подготовку к митингу 28 октября". Со слов Зурабяна, представители партий-членов АНК пришли к выводу, что круглосуточные митинги способствовали возникновению в стране новой политической ситуации, укрепили позиции конгресса и расширили базу его сторонников, выявили ресурс сопротивления власти, что "позволило просчитать дальнейшие шаги".
Упоминание о "дальнейших шагах" любопытно, ибо, как известно, АНК отказался и от продолжения "цивилизованного диалога" с властью, и от основного своего требования о проведении внеочередных выборов. Отныне единственная цель - отставка действующего президента Сержа Саргсяна. Однако, как известно, в любом государстве для любой оппозиции такое требование является "основным номером обязательной программы" и не может рассматриваться в качестве конкретной цели в отрыве от назревшей революционной ситуации. Таковой в Армении в настоящее время нет. Отсюда ясно, что АНК отказывается от форм и методов предшествующей "борьбы" с властями и открывает новую страницу в своей деятельности.
Существует мнение, что речь может идти о подготовке к очередным парламентским выборам, назначенным на май будущего года. Это, конечно, станет важной частью организационной и политической работы АНК, поскольку в ходе упомянутого диалога с властью АНК явно подрастерял сторонников и нуждается в пополнении электоральных рядов. Представляется, однако, основная деятельность АНК будет носить, скорее, закулисный характер. Не секрет, что в рядах правящей Республиканской партии Армении (РПА) наметилось определенное брожение, вызванное заявлением второго президента республики Роберта Кочаряна о возможном его возвращении на политическую сцену. Это брожение подогревается неопределенностью, связанной с формированием (а вернее, с отсутствием) предвыборного партийного списка, неясностями относительно ведущих фигур этого списка и публично заявленной необходимостью "обновления рядов".
Не секрет также, что вторая по масштабам и значению партия проправительственной коалиции в парламенте - "Процветающая Армения" (ПА) - явно выжидает развития событий на внутриполитическом поле. Никто сегодня не возьмется однозначно утверждать, что от ПА нельзя ожидать в перспективе некоторых сюрпризов, на что время от времени намекает даже ее лидер, известный олигарх, депутат Гагик Царукян. Также создается впечатление, что выжидательную позицию заняли и две другие оппозиционные парламентские партии - Армянская Революционная Федерация "Дашнакцутюн" (АРФД) и "Наследие". Несколько карликовых партий, не имеющих шансов на самостоятельное прохождение в Национальное собрание республики, скорее всего, рассматривают возможности примкнуть к кому-либо из "грандов".
Все это означает, что предвыборная кампания, по существу, уже началась, но протекает в латентной форме. При этом чем дальше, тем больше способен оказать свое воздействие на ситуацию социально-экономический фактор. Падение цен на металлы на мировых рынках уже негативно сказывается на Армении, половину экспорта которой составляют медь и молибден. Продолжающаяся рецессия угрожает сократить также и объемы частных трансфертов, в особенности - из России, откуда, заметим, поступает не менее 80% переводов. Правительство Армении и лично премьер-министр Тигран Саркисян постоянно ищут возможности пополнения госбюджета, поскольку в свете приближающихся выборов стагнация социальных программ, замораживание и без того небольших пенсий и пособий крайне чреваты.
Из уст премьера звучат адресованные Комитету государственных доходов призывы расширить налогооблагаемую базу, но при этом так распределить налоговое бремя, чтобы и казну пополнить, и бизнес не уничтожить. Однако нет явных свидетельств того, что при этом будут выведены из "тени" сверхдоходы олигархических структур, по оценкам ряда экспертов, способные существенно (на 30-40%) пополнить госбюджет. И это понятно - реальная атака на реальные доходы олигархов и импортеров-монополитстов может оказаться не менее, а даже куда более опасной по своим последствиям, нежели назревающее недовольство социально уязвимых слоев населения.
Всё это заставляет предположить, что и власть (включая партии парламентской коалиции), и оппозиция ждут, как будет развиваться ситуация в экономике в конце осени и зимой - то есть в период, наиболее тяжелый и требующий от населения большого напряжения, поскольку в Армении затраты на поддержание приемлемой температуры в квартирах очень высоки и могут превышать $100 в месяц. А поскольку средняя зарплата по республике составляет $300, замечено, что зимой протестные настроения электората возрастают прямо пропорционально росту расходов на отопление. Все политические силы по традиции используют это обстоятельство в собственных интересах, очевидно, что так будет и на сей раз. Однако в прошлые годы трудности во многом микшировались ростом переводов из-за рубежа, которые в лучшие времена по объемам были сопоставимы со всем государственным бюджетом. Ныне трансферты упали на треть, а цены на основные продукты питания ощутимо возросли, и никому не понятно, что будет дальше.
Свою роль, разумеется, играет и внешнеполитический фактор, в частности, ситуация в процессе карабахского урегулирования. Здесь тоже нет прежней ясности. Посредники в лице сопредседателей Минской группы ОБСЕ (Россия, США, Франция) дают понять, что, несмотря на фактический провал трехлетних усилий президента РФ Дмитрия Медведева, который так и не сумел подвигнуть стороны противостояния к подписанию рамочного соглашения, они не только не свернут, но даже активизируют свою миссию. При этом не исключается, что роль "ведущего" посредника перейдет от Москвы к Парижу - точно так же, как она была передана Вашингтоном Москве после того, как в 2007 году в Ки-Уэсте американской стороне также не удалось привести к согласию тогдашних руководителей Армении и Азербайджана - Роберта Кочаряна и Гейдара Алиева. Как известно, в преддверие и в ходе недавнего визита на Южный Кавказ президента Франции Николя Саркози неоднократно говорилось о подготовке Францией неких "новых миротворческих инициатив", которые, якобы, уже обсуждены и одобрены посреднической "тройкой". Об их конкретном содержании, впрочем, ничего пока не известно.
Отсутствие ясной перспективы в социальной ситуации и неопределенность в карабахском урегулировании не позволяют политическим силам республики начать открытую борьбу за места в парламенте, поскольку велика опасность фальстарта. Взамен все шире разворачивается подковерная, конъюнктурнообусловленная деятельность. В плане достижения неких сиюминутных договоренностей она может быть даже успешной. Но поскольку Армения - страна небольшая, новости и слухи распространяются здесь очень быстро, данное обстоятельство, не имеющее ничего общего с насущными запросам людей, все четче осознается электоральной массой, вызывая рост апатии и разочарованности избирателей, которые укрепляются в мысли, что "все равно ничего изменить не удастся". Дальнейшее распространение подобных настроений - самая большая опасность, с которой могут столкнуться все политические партии и силы с приближением выборов.
- В Балтийском море дрейфует потерявший управление танкер с 99 тыс. т нефти
- Умерла народная артистка РФ Евгения Добровольская
- Трамп заявил о подготовке встречи с Путиным — 1051-й день спецоперации
- Украинские мошенники довели до самоубийства первокурсника из МФТИ
- В Москве мужчина с длинной палкой обрушил потолок над эскалатором в метро