Соединенные Штаты хотят значительно увеличить объем грузоперевозок по Северной сети поставок - системе автодорожных, железнодорожных и воздушных путей транспортировки грузов по территории Центральной Азии американским и натовским войскам в Афганистане. Как сообщает 13 апреля EurasiaNet.org, в процессе изучения имеющихся вариантов транзита, стратеги Пентагона и коммерческие перевозчики сосредоточили внимание на Туркмении.

"До последнего времени Туркмения играла не слишком заметную роль в функционировании Северной сети поставок. Страна не подписывала транзитных договоров ни с США, ни с НАТО, однако туркменское правительство разрешает использовать ашхабадский аэропорт для дозаправки американских военных самолетов. Кроме того, коммерческие компании осуществляют по территории Туркмении поставку основных видов ГСМ для военных баз в Афганистане, а топливные подрядчики американского правительства периодически закупают у этой страны топливо, причем делают это без взимания налогов. Если Центральное командование США и заинтересованные коммерческие структуры добьются своего, то сеть автомобильных и железных дорог Туркменистана вскоре вольется в транзитную сеть Северной сети поставок. Один из подрядчиков правительства США, компания Maersk Line Ltd., уже разработала "североевропейский грузовой маршрут по территории Туркмении", пролегающий от латвийского порта Рига на Балтике до Серхетабада-Тургунди на туркмено-афганской границе", - отмечает американское издание.

По мнению коммерческих грузоотправителей, подключение Туркмении к Северной сети поставок является жизненно важным условием для успеха всего плана по наращиванию грузоперевозок. Транзит грузов по территории Туркмении приведет к снижению временных и материальных затрат. "США активно добиваются этого, это имеет большой смысл", - приводит издание мнение специалиста по планированию в регионе.

По данным этого же издания, к концу 2011 года Пентагон намерен транспортировать в Афганистан по Северной сети поставок до 75% всех грузов невоенного назначения. Еще год назад по северному маршруту осуществлялось лишь 35% поставок в Афганистан, а в настоящее время ее доля в общем объеме грузоперевозок составляет порядка 50%. На данный момент главными пропускными пунктами на пути в Афганистан являются пункты Айратон на афганско-узбекской границе и Шерхан на афганско-таджикской границе.

Как уже сообщало ИА REGNUM, компания FMN Logistics, специализирующаяся на экспедиторских и логистических услугах, сообщила со ссылкой на данные министерства обороны США, что около 98% грузов по "Северной сети снабжения" (NDN) американских и натовских войск в Афганистане осуществляется по территории Узбекистана. Также сообщается, что в прошедшем году FMN Logistics со штаб-квартирой в Вашингтоне обеспечила доставку более 2500 грузовых контейнеров в Афганистан для войск США и НАТО. Между тем, эксперты компании FMN Logistics считают, что повышение со стороны ГАЖК "Узбекистон темир йуллари" ("Узбекские железные дороги") с 1 февраля 2011 года железнодорожных тарифов повлияет на широкий спектр грузовых операций "Северной сети". "FMN Logistics очень внимательно следит за этим событием. Мы общаемся с нашими клиентами и всеми нашими партнерами в Центральной Азии, чтобы обеспечить то, чтобы каждый из них полностью понимал, как этот тариф окажет сильное воздействие на перевозку грузов из Афганистана и в Афганистан. Наша цель состоит в обеспечении того, чтобы это не привело к срыву важных поставок продовольствия и перевозки других грузов", - цитирует официальный сайт компании слова младшего директора FMN Logistics Гарри Юстаса.