Современная плотность дорожной сети в Санкт-Петербурге делает затруднительным нормальное движение общественного транспорта, а значит, ограничивает горожан в свободе выбора услуг, места жительства, места работы. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, об этом сегодня,30 марта, на Круглом столе, посвященном развитию сети общественного городского транспорта и комфортности его использования, заявил директор Центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов. По словам Карпова, в Лондоне средняя плотность дорожной сети на квадратный километр застройки составляет 9,3 км, в Нью-Йорке - 12,4, в Берлине - 8,6, в исторических районах Санкт-Петербурга - 11 км, в новых сформировавшихся районах - от 2,7 до 3,2 км на кв. км.

Как заявила начальник отдела градостроительного проектирования Научно-исследовательского и проектного института территориального развития и транспортной инфраструктуры Марина Демичева, необходимо говорить, в первую очередь, не о плотности дорожной сети, а о плотности линии пассажирского транспорта. Например, по словам специалиста, им нормально не охвачена Коломна, где жители передвигаются только на маршрутках. Кроме того, отметила Демичева, что этот проект региональных нормативов градостроительного проектирования (РНГП) значительно уступает существующим СНИПам. "Складывается ощущение, что базово РНГП составлялись профессионалами, но после по нему прошла рука политика, который сказал: "Денег на такой объем у нас нет", поэтому мы можем сделать огромный шаг назад даже по сравнению с советским временем", - заявила она.

По словам эксперта Комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Законодательного собрания Санкт-Петербурга Сергея Митягина, для города минимальный показатель рекомендуемой плотности дорожной сети должен составлять 6,8 км улиц на кв. км застройки. "В нашем случае эта плотность может быть дифференцирована в зависимости от района. В центре это может быть необходимый минимум, а на окраинах - собственные нормативы", - пояснил он и добавил: "Но региональные власти не стремятся к этой дифференциации, поскольку для этого пришлось бы разрабатывать местные нормативы на муниципальном уровне. А муниципалы в Санкт-Петербурге исключены из процесса обсуждения как объект права".

"Дорожная сеть не может регулироваться рынком, а только государством", - заявил Карпов. "Если мы не можем юридически отличить проспект от улицы, а улицу от внутриквартального проезда, мы в принципе не в состоянии создать разумные правила развития дорожной сети для города", - добавил он.

Прошедший Круглый стол является одним из серии Круглых столов, посвященных обсуждению проекта закона "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Санкт-Петербурга". Региональные нормативы градостроительного проектирования должны заменить "нормативы добровольного применения" - территориальные строительные нормы, которые в числе прочего устанавливали плотность уличной сети и рекомендуемые размеры кварталов. Согласно действующим нормативам рекомендуемая плотность принимается в пределах 4-5,5 км улиц и дорог на 1 кв. км площади городской застройки.

Плотность и параметры уличной сети определяют возможности развития сети общественного транспорта и комфортность его использования - остановок становится больше, и они располагаются ближе к домам и посещаемым объектам. Высокая плотность УДС предпочтительна с точки зрения гибкости схем транспортных потоков и решения проблем пробок. Однако плотная уличная сеть - это небольшие кварталы. А значит, придется отказаться от концепции "микрорайонной застройки": детский садик, школа, поликлиника и основные магазины - в пределах квартала.