Если провести границу по результатам президентских выборов, отсоединив Донбасс и Крым, то Украина была бы меньше территориально, но это было бы полноценное государство. Об этом заявил украинский писатель Василий Шкляр, чья последняя книга претендует на престижную Шевченковскую премию.

"Давайте согласимся, Крым никогда исторически не был украинской территорией, и если нация больна и не может переварить, освоить эту территорию, то от нее лучше избавиться. Это все равно, когда у человека гангрена ноги, и чтобы все тело не заболело, - ее просто отрезают", - заявил писатель в интервью УНИАН. "Когда-то к маленькой Литве хотели присоединить Калининградскую область. Представьте себе Литву и огромную область. Литовцы отказались, они костями готовы были лечь, чтобы им не увеличивали территорию. Они знали, что это угроза их литовскости. Поэтому не нужно жить мечтами "от Сяна до Дона". Если эти "неукраинские" регионы отсоединятся, то Россия уже никогда не будет представлять серьезной угрозы для Украины", - подчеркнул Шкляр.

На вопрос о положении украинского языка Шкляр ответил так: "Говорить, что украинский язык исчезнет, - это все равно что сказать: исчезнет украинская нация. И чем большее сопротивление будут чувствовать украинцы, тем больше они будут консолидироваться. Конечно, если москаль к тебе обращается на своем языке и ты ему отвечаешь на его же языке, что часто у украинцев бывает, то через какое-то время украинский и в самом деле может исчезнуть. Потому что украинская нация сейчас слаба. Мой брат вывел такую формулу: один москаль ставит на место пять хохлов. То есть если соберется шесть человек, и среди них будет один русский, то все украинцы будут переходить на русский язык, и даже между собой переходят на русский. С этой стороны, я действительно чувствую большую угрозу".

Как сообщало ИА REGNUM, в середине 2010 года большой резонанс на Украине вызвало высказывание еще одного писателя - Юрия Андруховича - о том, что единство Украины вовсе не необходимое условие ее существования. В частности, рассуждая о возможности отделения от страны Донбасса и Крыма, писатель сказал: "Я бы не отказывался от такого проекта и не делал бы вообще эту проклятую целостность какой-то догмой. Зачем упираться в то, что в действительности уничтожает нас и губит?". Также Андрухович заявил: "Политики из густонаселенных восточных и южных областей Украины тянут страну "в совок", не дают сформировать во власти прочное "проукраинское большинство", поэтому без них стране, возможно, жилось бы лучше. Большинство жителей этих регионов принадлежат к другой - российской - политической нации, поэтому попытки привить им любовь ко всему украинскому заранее обречены на провал. Там априори агрессивно заблокировано любое украинское движение. Оно заблокировано не в результате каких-то репрессий, а потому что действительно этого не хочет тамошнее население. Оно чуждо Украине. Украина ему чужда и неинтересна, по меньшей мере безразлична".