"Мы сегодня отмечаем годовщину Тартуского мира. Победа в войне за независимость является одним из наших самых важных побед, потому что иначе мы бы не стали эстонским государством ". Об этом сегодня, 2 февраля, спикер парламента Эстонии, член союза правых партий "Отечество - Рес Публика" Эне Эргма заявила в Тарту на мероприятии, посвященном 91-й годовщине подписания мирного договора между Эстонской Республикой и Советской Россией, который стал первым международным договором, признавшим независимость Эстонии. Об этом ИА REGNUM сообщили в канцелярии парламента Эстонии.

В канцелярии отметили, что спикер парламента Эстонии процитировала слова главы эстонской делегации на переговорах Яана Поска о том, что "Эстония подписала договор, которого не нужно стыдиться", а также о том, что "независимое государство, находящееся по соседству с такими вызывающими страх соседями, должно быть бдительным все время". Эргма также напомнила собравшимся, что "отказ России на вечные времена от суверенных прав" на Эстонии носил временный характер, а многие пункты Тартуского договора, в особенности вопрос о возвращении собственности Тартуского университета, так и остались невыполненными". Однако все это не умаляет значения подписанного договора для Эстонии, уверена спикер парламента.

Говоря об историческом опыте Тартуского договора, Эне Эргма отметила, что эстонцы недооценили значение обороны своего государства. "Мир не стал более надежным и безопасным местом настолько, чтобы мы бросили заботиться о нашей обороноспособности", подчеркнула Эргма.

Как сообщало ИА REGNUM ранее, мирный договор был заключен 2 февраля 1920 года в Юрьеве (Тарту) между Россией и Эстонией. Договор не только утвердил суверенитет Эстонии и расширил ее границы далее этнографических (в состав этой страны тогда вошли Ивангород и Печоры), Эстония также получила 15 млн рублей золотом и лесную концессию в 1 млн десятин на территории России. Кроме того, Эстония освобождалась от всех долгов Российской Империи, а также получала обратно все ценные бумаги, вывезенные Россией за ее пределы. Наконец, Россия отказывалась от передачи и возмещения движимого и недвижимого имущества российской казны, в том числе портов, военных и гражданских судов. По мнению Игоря Павловского и Владимира Лобанова, Юрьевский (Тартуский) договор был одним из главных условий создания большевистского оффшора в Эстонии и уничтожения угрозы Советской России со стороны Северо-Западной Белой Армии, которая была интернирована эстонской стороной.