"Румыния является стороной, у которой есть ключи для решения молдавско-приднестровского конфликта. От позиции Румынии в вопросах молдавской государственности зависит ситуация в Бессарабии и уровень геополитического накала в регионе. Сегодня Румыния проводит политику по присоединению к своим границам территории Молдавии. Румыния должна отказаться от спонсирования политики румынизации населения Молдавии. Если Бухарест будет и дальше проводить политику создания "Великой Румынии", это будет означать продолжение негативного сценария в решении бессарабской исторической ситуации", - заявил 20 октября в интервью корреспонденту ИА REGNUM Новости украинский политолог, директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев, комментируя заявление президента России о том, что успех переговоров по молдавско-приднестровскому урегулированию зависит, в том числе, и от Румынии.

По его словам, если России и ЕС удастся заставить Румынию принять мирный вариант решения конфликта - создания независимого молдавского государственного объединения, "это будет топ-сценарий, который устроит и Россию, и Украину". "Россия и ЕС должны действовать сообща в вопросах давления на Румынию. Объединение Молдавии и Румынии в некую государственную структуру, базирующуюся на принципах румынского национализма - не самый выгодный сценарий для Украины", - отметил эксперт.

Карасев полагает, что Медведев не упомянул о роли Украины в урегулировании приднестровского конфликта, поскольку страна и так является активным участником переговорного процесса. "Медведев заявил о стране, которая имеет главный ключ к решению конфликта. Украина претендует на одну из основных ролей в решении приднестровского конфликта. Ведь Украина имеет общую границу с Приднестровьем, там проживает около 300 тыс. украинцев (по данным переписи населения, проведенной в ноябре 2004 года, в Приднестровье живут более 177 тыс. молдаван (31,9%), более 168 тыс. русских (30,4%) и более 160 тыс. украинцев (28,8%) - прим. ИА REGNUM Новости). Это довольно-таки мощная диаспора, которую также можно использовать при достижении нужных целей и задач. К процессу урегулирования молдавско-приднестровского конфликта нужно подключать и Украину - страну, которая претендует на одну из основных ролей в решении этого спора. Власти Украины во все времена пытались решать этот конфликт по мирному и взаимовыгодному сценарию (30 ноября 2005 года в результате совместного обращения президентов Молдавии и Украины Владимира Воронина и Виктора Ющенко за поддержкой в Евросоюз была начата деятельность миссии Европейского союза по оказанию приграничной помощи Молдавии и Украине (EUBAM). Основанием для осуществления деятельности EUBAM послужили, в частности, обвинения молдавской стороны в масштабной контрабанде и нелегальном экспорте вооружений из Приднестровья. В ходе своей работы миссия не нашла подтверждений этим обвинениям. Результатом введенных 3 марта 2006 года Кишиневом и Киевом при поддержке ЕС новых правил прохождения грузов через молдавско-украинскую границу стала экономическая и железнодорожная блокада Приднестровья - прим. ИА REGNUM Новости)", - заявил Карасев.

Как сообщало ИА REGNUM Новости, 19 октября президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что успех переговоров по молдавско-приднестровскому урегулированию зависит от позиций не только России, но и Молдавии, Приднестровья, ЕС и Румынии. "Надо, чтобы все стороны заняли конструктивную позицию", - считает Медведев. Стоит отметить, что Румыния, де-факто принимавшая участие в молдавско-приднестровском конфликте на стороне Кишинева, не является участником ни одного из форматов приднестровского урегулирования. ЕС имеет статус наблюдателя постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели).