"На мой взгляд, предложенное МИДом решение изначально является шагом в правильном направлении", - заявил 22 марта корреспонденту ИА REGNUM Новости российский политолог Павел Святенков, комментируя содержание правительственного законопроекта, уточняющего понятие "соотечественники за рубежом". Напомним, что согласно данному законопроекту, теперь к соотечественникам будут относиться граждане РФ, постоянно проживающие за рубежом, а также лица, проживающие за пределами РФ, "сделавшие свободный выбор в пользу духовной и культурной связи с Россией, относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории страны". За основу признания соотечественниками лиц, не состоящих в гражданстве РФ, предлагается положить "принцип самоидентификации, подкрепленный соответствующей общественной или профессиональной деятельностью".

"Ранее соотечественниками считались чуть ли не все люди, которые проживали на пространстве бывшего СССР, что, естественно, было чрезвычайно странно, поскольку после распада Советского Союза на его территории сформировались национальные государства, и, конечно, вряд ли стоило бы считать их жителей титульных национальностей соотечественниками в каком бы то ни было смысле", - отметил Святенков.

"В данном случае МИД делает шаг к стандартной схеме национального государства, когда соотечественниками признаются люди той национальности, которые являются коренной для данной страны, но проживающие за рубежом или имеющие иностранное гражданство. В частности, Германия предоставляет гражданство поволжским немцам, а Израиль - евреям. Это достаточно распространённая практика. Другое дело, что МИД предлагает сделать это в некой неявной форме, поскольку за основу берётся не национальная, а культурная идентификация, которая, во-первых, размыта, а во-вторых, должна быть подтверждена какими-то "делами". Всё это смазывает впечатление от данного шага. Становится неясно, кого, собственно, считать соотечественником", - отметил эксперт.

"К примеру, израильский закон о возвращении говорит, что еврей - это либо тот, кто был рождён от матери-еврейки, либо тот, кто принял иудаизм и не принял иную религию. На возвращение в Израиль также имеют право дети и внуки евреев. Таким образом, можно сразу определить, кто имеет право на возвращение, а кто нет. Но про предложения МИДа подобное сказать нельзя, поскольку они дают слишком расплывчатое определение соотечественника. Поэтому может выйти так, что люди, являющиеся русскими и с точки зрения идентичности, и с точки зрения культуры, могут быть вычеркнуты из числа соотечественников. То есть, фактически, та дефиниция, которую предлагает МИД, отдаёт право определять кто соотечественник, а кто нет, фактически на откуп чиновников. Это не будет способствовать укреплению отношений России с русскоязычными общинами по всему миру просто потому, что данная ситуация предполагает чрезвычайно жёсткую зависимость от мнений российских чиновников. Плюс к этому, в проекте говорится, что доказывать свою принадлежность к соотечественникам нужно действиями. И оценивать, насколько адекватны эти действия, будут, опять же, чиновники. Подобный взгляд на соотечественников не привлечёт, а оттолкнёт людей от России", - считает эксперт.

"Понятно, что МИД стремится не опрокинуть, а поддержать концепцию многонациональной России. Естественно, Россия здесь считается не государством русского народа, а государством всех народов, живущих на её территории, и таким образом, в соотечественники могут попасть, например, выходцы из кавказских или каких-либо других народов, исторически проживающих на территории России, что сильно запутывает проблему. Конечно, в качестве выхода из ситуации можно было бы взять за основу русский язык, русскую культуру, и, быть может, принадлежность к православной церкви. Но МИД осторожничает и этого не делает. Поэтому вполне возможно, что программа поддержки соотечественников сильно затормозится, и создать дружественные общины людей, культурно ориентированных на Россию, на территории других стран, не удастся", - сказал политолог.

"В определении соотечественника у нас всегда исходили из специфической многонациональной формулы. Существовал некий виртуальный Советский Союз. Между тем, народы бывших советских республик самоопределились, и нет никакой необходимости поддерживать этот советский фантом. Покровительство выходцам из России должно осуществляться по принципу либо национальной, либо религиозной идентичности, как это принято во всех странах мира. Китай покровительствует китайцам, Армения - армянам, Израиль - евреям, и в этом нет ничего постыдного или страшного. Более того, Германия давала гражданство нашим поволжским немцам даже без знания языка. А у нас исходят из ложно понимаемого интернационализма, боятся всех обидеть, и, в итоге, кто такой соотечественник, судя по описаниям представленного в Госдуму законопроекта, понять достаточно сложно. То есть, соотечественник - это человек, принадлежащий к одному из народов, проживающих на территории России, идентифицирующий себя с этим народом, и ещё, к тому же, обязанный всё это доказывать делами. Это довольно сложно для понимания", - считает эксперт.

"Мы знаем, каким влиянием в мире пользуются еврейские или армянские организации. Я сомневаюсь, что можно говорить о каком-либо международном влиянии Конгресса российских соотечественников", - подвёл итог Павел Святенков.