Назначение Хлопонина продемонстрировало несоответствие официальной риторики и практики - эксперт
Москва, 21 января, 2010, 23:33 — ИА Регнум. Назначение Александра Хлопонина полпредом во вновь образованном Северо-Кавказском федеральном округе продемонстрировало несоответствие официальной риторики и практики. Об этом заявил заведующий сектором Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов 21 января в Москве в ходе дискуссии "Кавказ под варягом", передает корреспондент ИА REGNUM Новости.
Поводом для дискуссии послужило недавнее создание СКФО и назначение полпредом округа губернатора Красноярского края Хлопонина, вызвавшее волну обсуждений и споров. Больше всего нареканий у собравшихся вызвали "технические" детали создания округа. В частности, вопрос географического деления.
По мнению заведующего отделом народов Кавказа Института этнологии и антропологии РАН Сергея Арутюнова, "конфигурация округа не продумана - необходимо включить в него Кубанский край, Адыгею, Калмыкию, поскольку в ней растет доля кавказского населения".
Эксперт признал, что "по количеству проблем Кавказ остается одним из самых сложных регионов России, и одним из центральных вопросов, которым необходимо будет заняться полпреду, будет экономика, развитие среднего и мелкого бизнеса". Возможно, сказал Арутюнов, в этом бывший теперь уже губернатор Красноярского края сможет преуспеть. "Хлопонин - неплохой экономический менеджер, как и любой олигарх. Кроме того, нужно признать, что выбор кандидатуры был очень ограничен, в России мало по-настоящему крупных фигур", - считает Арутюнов.
Однако он предостерег и от идеализации ситуации: "Нельзя забывать о том, что экономика влияет на общественные отношения через институт государства, и именно поэтому должен существовать институт правового государства, а его не построить в отдельно взятом округе".
Однако не все склонны оценивать назначение полпреда положительно. Так, по мнению Сергея Маркедонова, назначение Хлопонина продемонстрировало "дикое несоответствие официальной риторики и практики". Политолог считает, что этот шаг ставит под вопрос тезис о необходимости модернизации общества и институтов власти, ведь "модернизация - это современные управленческие решения, назначения".
Кроме того, по словам экспертов, особенно важным, без сомнения, остается национальный вопрос, для решения которого необходимо разбираться в тонкостях этнополитики региона. По мнению Арутюнова, для Кавказа наиболее приемлемым вариантом было бы кантональное устройство, с более-менее национально однородными регионами.
Есть свое видение ситуации и у красноярских экспертов. По мнению политолога Василия Дамова, Хлопонин - "это человек, использующий новые методы работы, и при удачном раскладе он вполне может внести вклад в развитие региона". Тем более, что в округе, действительно, есть, чем заняться: "проблема терроризма и боевиков, новый уровень напряженности по черкесской оси, проблемы Адыгеи и многое другое". "С возникновением округа возникает и новый ряд проблем, поэтому пока еще рано выносить оценки", - считает редактор "Кавказского узла" Григорий Шведов.
Его поддержал и руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа Анатолий Цыганок, убежденный в том, что приоритетными задачами для полпреда в первое время станут именно "решение экономических проблем, проблем с боевиками, военный вопрос, отношения с Грузией и Азербайджаном".
Сможет ли справиться с ними новый полпред? Однозначного ответа на этот вопрос участники дискуссии не дали, однако согласились с мнением Арутюнова о том, что "эффективно управлять Кавказским округом мог бы человек, выросший на Кавказе, с младенчества познавший всю сложность кавказских взаимоотношений, референтные вехи, социальную структуру, ценности".
- Покинувший Россию сын и молящаяся о мире дочь: что стало с актерской династией Маргариты Тереховой
- СМИ: главное здание СК впервые стало местом преступления
- Российские военные освободили Воровское и Раздольное в ДНР
- Медведчук: украинцы массово бегут от режима Зеленского в новые регионы РФ
- Россия продолжает наращивать эффективность проверок бизнеса