27 августа президенты России и Белоруссии Дмитрий Медведев и Александр Лукашенко провели встречу в Сочи, которая была посвящена ключевым аспектам российско-белорусских отношений. Итоги данного мероприятия прокомментировал 28 августа для ИА REGNUM Новости белорусский политолог Юрий Шевцов.

"То, что сказал Лукашенко, если это расшифровывать, выглядит как сенсация. Во-первых, он заявил, что Белоруссия подпишет договор по КСОР и вернёт легитимность всем органам управления ОДКБ, которую мы ставили под сомнение во время "молочной войны". Этот возврат означает, что наше требование не вытеснять белорусских производителей с российского рынка в целом принято. Если поводом к неприезду на официальный саммит ОДКБ была "молочная война", то её причиной стало вытеснение белорусских производителей с российского рынка по всем товарным позициям. У нас это было расценено как угроза национальной безопасности. Надо полагать, что было достигнуто соглашение о том, что этого больше не будет, уже сегодня пришло сообщение, что на белорусских производителей по ряду очень важных для нас товарных групп будут распространяться такие же преференции, как и на производителей из России. По-видимому, проблема с равным доступом белорусских производителей к российскому рынку решена.

Второе. Лукашенко сказал, что будет продолжена модернизация белорусских вооружённых сил. Это очень тонкий для Белоруссии вопрос - мы не переходим на вооружение иных стран и работаем только с российским вооружением, пользуясь российскими ценами на это вооружение. В планах по модернизации белорусских вооружённых сил стоит переход на самые современные системы - С-400, "Искандер" и некоторые другие важные позиции. Таким образом, переход белорусских вооружённых сил на более высокий уровень технологического развития подтверждён, а это значит, что подтверждена и военная доктрина России и Белоруссии. В свою очередь, это означает, что военный союз двух стран закреплён на более глубоком уровне, чем тот, на котором находилась проблема КСОР.

Также было озвучено сообщение о том, что Россия будет кредитовать белорусскую атомную электростанцию. Для Белоруссии этот вопрос носит очень оперативный характер, поскольку по нашему внутреннему технологическому графику первый блок этой электростанции нужно ввести примерно к 2016 году. Поэтому уже в 2010 году должно начаться строительство. Этот график был подтверждён вместе с информацией о том, что первые полтора миллиарда российского кредита на это строительство придут уже в самом скором времени. Это очень важное для Белоруссии подтверждение поможет сохранить наметившиеся тенденции в отношениях с Литвой и Латвией. Сейчас происходит вывод Игналинской АЭС из оборота, и сейчас определяется, какая из новых АЭС её заменит. Раз подтверждён этот график, значит, подтверждена выстроенная на нём геополитическая региональная стратегия Белоруссии. Если мы успеем построить эту АЭС раньше, чем в Литве построят Игналину-2, то отношения Белоруссии с этими странами будут иметь более выгодную для нас конфигурацию. Доступ к литовским и латвийским рынкам и портам для Белоруссии будет очень удобным, и Литва, и Латвия будут действовать в пользу Белоруссии в Европейском Союзе. Кстати, уже сегодня пришло сообщение, что, скорее всего, 16 сентября Лукашенко приедет в Литву. Я бы расценивал это как большой успех.

Из уст Лукашенко также прозвучало подтверждение о том, что Россия не будет препятствовать контактам Белоруссии с Западом. В этих контактах уже была набрана значительная инерция, они оказались очень важны. МВФ в этом году спас экономику Белоруссии. Белоруссия также может переходить к более предметным переговорам с Украиной по поводу участия в нефтепроводе Одесса-Броды, что было открыто предложено Минску за два дня до переговоров.

Лукашенко также высказался о том, что положительно обсуждался вопрос о таможенных пошлинах из России в Белоруссии. Экспортные российские пошлины на нефть - болезненный для нас вопрос, и Лукашенко дал понять, что в этой области можно рассчитывать на определённые подвижки. Он также отметил, что теперь финансовые вопросы будут решаться на уровне правительств.

Кроме того, очень важно, что по итогам переговоров были затронуты все без исключения болезненные пункты в отношениях Белоруссии и России, даже прозвучал вопрос об обновлении кадров на уровне управления Союзным государством. То есть впервые Медведев, а не Путин, был главным переговорщиком с российской стороны по всем стратегически важным вопросам белорусско-российских отношений. Если всё было так, как говорит Лукашенко, это значит, что именно Медведев, а не Путин, разрулил все проблемные точки. И график встреч двух президентов на этот год, который обозначил Лукашенко, прежде всего обусловлен действиями интеграционных структур, куда входят Россия и Белоруссия - ЕврАзЭС, ОДКБ и т.д. И для каждой из этих встреч имеется определённая повестка. Это значит, что Белоруссия вернулась во внутреннюю российскую политику на уровне Кремля, и теперь она чётко ориентируется именно на Медведева. И наоборот: если сейчас будет решена проблема белорусско-российских отношений, то её решит никто иной, как Медведев".